Оплата госуслуг в электронном виде станет на треть дешевле

Госдума одобрила внесение поправок в Налоговый кодекс, согласно которым пользователи Единого портала госуслуг смогут оплачивать федеральные услуги в электронном виде с дисконтом уже с начала 2017 года. Право снижать размер таких платежей на 30% получат треть органов исполнительной власти, пишет «Российская газета». Сейчас на Едином портале госуслуг зарегистрировано более 35 млн россиян, причем прирост пользователей в октябре 2016 года составил 1,7 млн человек. В. Изменения коснутся таких видов госуслуг, как оформление загранпаспорта или постановка автомобиля на учет. Это прямое следствие распоряжения правительства, которое включила в перечень документации, которую чиновники не имеют права требовать от граждан, 85 наименований документов и сведений, которые предоставляются 25 федеральными органами исполнительной власти. В их числе сведения о лишении права управления транспортными средствами и административных правонарушениях в области дорожного движения, сведения об отсутствии судимости, о действительности паспорта. Тем временем, глава равительства Дмитрий Медведев подписал постановление о совершенствовании системы оценки гражданами качества предоставления госуслуг. В частности, гражданам предоставлена возможность оперативного (ежедневного) мониторинга уровня удовлетворённости качеством. В сообщении правительства подчеркивается, что такой мониторинг позволит принимать меры по повышению качества предоставления государственных услуг исходя из анализа мнений граждан о качестве их предоставления и с учётом критериев оценки эффективности деятельности руководителей соответствующих органов. Развитие сферы электронных госуслуг в России сложно оценить однозначно, указывает Управляющий партнер компании Kirikov Group Даниил Кириков. С одной стороны, за последние годы были достигнуты значительные успехи, позволившие РФ заметно улучшить свое положение в составляемом ООН рейтинге «электронных правительств». Если в 2008 г. Россия занимала 60-е место в мировом рейтинге, то в 2014 г. она находилась уже на 27-й позиции. В то же время, продолжает эксперт, внедрение системы электронных госуслуг протекает с ощутимыми затруднениями. С одной стороны, наблюдается сопротивление этому процессу со стороны самих работников властных структур (в Уральском федеральном округе в 2010 г. почти 50 % служащих государственных и муниципальных учреждений высказались резко против внедрения соответствующих инструментов). С другой стороны, объем средств, выделяемых на развитие сферы электронных госуслуг, остается очевидно недостаточным. В рамках государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» на реализацию соответствующей подпрограмм под названием «Информационное государство» выделено всего 203 млн рублей (или 17 % финансовых ресурсов программы). Более озитивно оценивает развитие сектора, первый вице-президент Опоры России Павел Сигал. о его словам, развитие электронных сервисов взаимодействия с государственными органами развивается в России достаточно динамично, особенно, если говорить о городах-милионниках. Главная проблема в данной сфере - это сильное отставание небольших населенных пунктов и сельской местности - к сожалению, мы наблюдаем очень сильную диспропорцию по данному направлению. Предоставление скидки - это очень правильная во всех отношения инициатива, которая даст очень сильный толчок развитию электронных сервисов, и позволит существенно оптимизировать административные расходы органов государственной власти и снизить уровень коррупции на самом нижнем уровне, считает Павел Сигал. При этом важно, что стоимость за оффлайн оформление остается прежней, а не увеличивается , как это часто бывает в подобных вопросах. Для тех, кто не имеет доступа в Интернет, появляется стимул заняться повышение своей грамотности, в том числе старшему поколению, которое всегда может обратиться за помощью к своим близким. Есть, между тем, мнение, что при оплате госуслуг можно возникнуть дискриминации отдельных категорий граждан. Одно дело, когда уменьшается штраф ГИБДД за то, что человек быстро его оплатил и другое - за способ оплаты, которым не все могут воспользоваться. Но о дискриминации в данном случае речи не идет, возражает старший юрист Адвокатского бюро А2 Мария Понаморева, поскольку доступ к порталу госуслуг предоставляется неограниченному кругу лиц, то есть законодательных барьеров, ограничивающих права доступа к получению государственных услуг в электронной форме, не существует, как раз наоборот, это право за каждым гражданином закреплено. Отсутствие же инфраструктуры, то есть технических средств, с помощью которых гражданин может обратиться к порталу, хотя само себе и не является дискриминацией, ведет к возникновению ситуации цифрового (или информационного) неравенства. Государство уже достаточно давно с этой проблемой борется, в том числе и на законодательном уровне. Так в 126-ФЗ «О связи» были закреплены принципиально новые понятия - «универсальные услуги связи» и «оператор универсального обслуживания». В обязанности оператора (в 2014 году распоряжением правительства №437 оператором универсального обслуживания назначен Ростелеком) входит предоставление населению доступа к передаче и обмену данными с использованием сети интернет. В частности, напоминает Мария Пономарева, в обязанности оператора входит обеспечение свободного, бесплатного доступа к почти 2 тысячам порталов, включая государственные СМИ, сайты федеральных и региональных органов власти, министерств, надзорных органов и, конечно, к порталу госуслуг. На практике право граждан на доступ к государственным услугам в цифровом формате реализуется в отдаленных регионах установкой так называемых «инфоматов» от Ростелекома или компьютеров в общественных местах и пунктах связи (например в почтовых отделениях). Действует эта программа меньше 3 лет, а с учетом масштабов страны ликвидировать неравенство граждан в доступе к госуслугам через единый портал в такие сжатые сроки сложно, но тут важно отметить, что решением проблемы занимаются. В любом случае большая часть жителей крупных населенных пунктов имеет доступ к интернету, следовательно, указывает юрист, имеет и возможность обратиться к порталу. Совсем другой вопрос, считает Мария Понаморева, - это то, что даже при наличии технической возможности обращения к порталу, граждане этой возможностью пользуются реже, чем могли бы и чем хотелось бы государству. Вот как раз с этой целью вносятся изменения в законодательство, позволяющие повысить привлекательность дистанционного получения государственных услуг. Интересно, что применение понижающего коэффициента расчета госпошлины, позволяющего получать ту самую 30-процентную скидку при оказании государственных услуг с использованием единого портала, было закреплено еще в 2014 году. Но до недавнего времени этот механизм распространялся исключительно на услуги результат оказания которых мог быть получен в электронном виде. То есть получить справку или выписку со скидкой было можно, а вот паспорт или регистрационный номер автомобиля уже нет. Сейчас эту оговорку исключили, расширив таким образом перечень услуг со скидкой, сделано это, опять же исключительно с целью повышения популярности портала. Среди аналогичных мер можно, например, назвать внедрение системы обмена информацией между банками, ФНС и ПФР с использованием функционала портала при обращении за кредитом, что в теории должно ускорять процесс рассмотрения заявки на заем.