Подмосковные власти гнут свою трамвайную линию
Кольцо длиной 246 км опояшет столицу На разработку проекта скоростного трамвая подмосковные власти потратят 2 млрд руб. Он к 2022 году соединит Подольск и аэропорт Домодедово. Новая линия — часть масштабного проекта правительства Московской области по строительству 246-километрового трамвайного кольца вокруг столицы. Для этого сначала нужно привлечь инвестиции на сумму несколько сотен миллиардов рублей, что в текущей экономической ситуации довольно сложно, говорят эксперты. Тендер на разработку проекта 36-километровой линии скоростного трамвая Подольск—аэропорт Домодедово объявил комитет по конкурентной политике Московской области. 15 декабря будет выбрана компания-победитель, с которой власти заключат контракт на 2 млрд руб. В начале 2018 года, через 16 месяцев, должна быть готова проектная документация, после чего пройдет конкурс на выбор концессионера и начнется стройка. По оценкам минтранса области, в 2022 году линия должна быть построена. Ветка является частью масштабного проекта кольцевого трамвая (или легкого рельсового транспорта, ЛРТ), который был представлен подмосковными властями несколько лет назад. Кольцо протяженностью 246 км соединит 26 городов, все столичные аэропорты, а в ряде мест будет пересекаться с Московским метрополитеном (в частности, с перспективными станциями «Челобитьево» и «Некрасовка»). Новая кольцевая дорога, по оценкам минтранса области, сократит в два-три раза время перемещения жителей между городами и населенными пунктами. Сейчас подмосковные власти сконцентрировались на строительстве лишь одного участка, который, в свою очередь, является частью первого пускового комплекса Подольск—Раменское (длина — 74 км) с семью станциями. По предварительному проекту поезд будет курсировать на скорости 60–100 км/ч, что позволит преодолеть весь маршрут за 30–40 минут. При этом будут действовать четыре тарифные зоны, минимальная цена поездки составит 40 руб. Главный вопрос — поиск денег: Московская область собирается привлечь в проект от 30% до 60% частных инвестиций. Строительство первого пускового комплекса оценивается властями в 98 млрд руб., а в 2015 году называлась цена и всего кольца — 230 млрд руб. В августе 2016 года правительство Московской области провело роуд-шоу первого пускового комплекса, тогда заинтересованность проявили, по словам зампреда подмосковного правительства Дениса Буцаева, «Сименс», ВТБ, Сбербанк, УК «Лидер» и РФПИ. Директор департамента «Мобильность» компании «Сименс» в России Йорг Либшер подтвердил “Ъ”, что компания «заинтересована в участии в подобных проектах в части электрификации, автоматизации, поставок подвижного состава, сервисного обслуживания поездов». «Мы принципиально заинтересованы в этом проекте,— заявили “Ъ” пресс-службе ВТБ.— Но на данный момент преждевременно говорить о формате, параметрах и условиях нашего участия, так как такое решение может быть принято только после детального анализа всех аспектов проекта и оценки инвестиционных рисков»,— заявили “Ъ” в пресс-службе банка. В Сбербанке, РФПИ и УК «Лидер» “Ъ” не смогли вчера предоставить комментарий. За последние пять лет в Московской области анонсировалось несколько ЛРТ-проектов: в 2012 году сообщалось о намерении ВТБ стать концессионером проекта трамвая из Москвы в Балашиху, в 2013 году соединить столицу и Химки легким метро собирался мэр города Олег Шахов, в 2014 году девелоперская группа «Мортон» хотела договориться с подмосковными властями о строительстве трамвайной линии до Ленинского района Подмосковья. Но ни один из этих проектов реализован так и не был. Старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Екатерина Решетова говорит, что линия ЛРТ — «очень важный проект для всей московской агломерации, позволяющий населению перемещаться в обход Москвы». При этом она отметила, что текущая экономическая ситуация в стране может усложнить поиск инвесторов. «Частным партнерам нужно будет определить оптимальную цену за проезд, чтобы новый вид транспорта не был слишком дорог для населения и приносил максимальную отдачу для инвестора,— говорит она.— Но уже сейчас ясно, что ни один ЛРТ-проект не окупится за счет только продажи билетов. Областные власти, насколько я слышала, ожидают получить дополнительный экономический эффект от развития прилегающих территорий, предлагая инвесторам земельные участки». По ее мнению, реализация проекта будет сложнее, чем строительство автодороги с привлечением внебюджетных средств: здесь участие инвесторов и в строительстве линейной части, и в поставке подвижного состава, и в финансировании, и в эксплуатации проекта. Иван Буранов