Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Автобусам хотят продлить школьные годы

Правительству предлагают отменить ограничения срока эксплуатации транспорта для перевозки детей
Автобусам хотят продлить школьные годы
Фото: КоммерсантКоммерсант
Групповые поездки школьников на экскурсии, спортивные соревнования и в учебные заведения с 1 января 2017 года могут резко сократиться. Чтобы этого не произошло, и представители туриндустрии просят правительство отменить норму, вводящую запрет на перевозки детей на автобусах возрастом более десяти лет. В ожидают коллапса с перевозками в регионах, говоря, что под запрет попадут до 80% транспортных средств. В Минобрнауки, по сведениям "Ъ", рапортуют о нехватке и школьных автобусов, несмотря на 3 млрд руб., выделенных в этом году на их закупку.
Видео дня
Запрет на эксплуатацию для "организованной перевозки групп детей" автобусов, выпущенных более десяти лет назад, вводится с 1 января 2017 года постановлением N1177. Транспортные средства также должны оборудоваться спутниковой навигацией и тахографами (устройствами, следящими за режимом сна и отдыха водителей). В Российском союзе индустрии (РСТ) считают, что новые нормы приведут к коллапсу с экскурсиями уже в дни зимних детских каникул. "Не на чем будет ребят довезти на елку, в музей, театр, встретить на вокзале, отвезти до отеля",-- говорит член президиума правления РСТ , заверяя, что в регионах до 80% автобусов имеют возраст старше десяти лет, а автопарк не обновлялся в связи с экономическим кризисом. Член Московской торгово-промышленной палаты Михаил Болигузов считает, что в Москве останется 200 экскурсионных автобусов, удовлетворяющих новым требованиям, а, например, в Анапе будет лишь пять таких машин. Госпожа Санаева не понимает привязку к "возрасту автобуса, а не его техническому состоянию", поясняя, что "так можно и самолеты с поездами отфильтровывать". Михаил Болигузов напомнил, что в мае 2016 году КоАП РФ дополнили новыми штрафами за нарушения правил перевозки детей в размере до 100-200 тыс. руб., пояснив, что такие жесткие санкции не позволят водителям работать на десятилетних автобусах после Нового года "на свой страх и риск". "Перевозки умрут, а дети поедут на метро",-- резюмирует он.
Правительственное постановление N1177 было принято в 2013 году и определяло список документов для работы в отрасли, в том числе график движения, порядок выхода на линии и даже перечень продуктов для сухого пайка школьников на борту автобусов. Премьер тогда пояснил появление документа вопросами безопасности, которые "выдвигаются на первый план". При этом норма о запрете эксплуатации автобусов старше десяти лет должна была вступить в силу в 2014 году, но дважды переносилась -- сначала на июль 2015 года, а затем на январь 2017-го. По данным ГИБДД РФ (на 1 января 2016 года), в России насчитывалось около 873 тыс. автобусов (класса М2 и М3) -- из них около половины старше десяти лет.
Отменить норму, ограничивающую год выпуска транспорта, просят и в Минобрнауки. Глава ведомства ранее направила соответствующее письмо вице-премьеру , в котором, по данным "Ъ", сообщила о нехватке школьных автобусов. По сведениям "Ъ", в письме говорилось о 12,2 млрд руб., выделенных регионам на закупку транспортных средств в период с 2006 по 2013 годы, 25 тыс. имеющихся сейчас школьных автобусов и текущей нехватке 4,5 тыс. машин. В Минобрнауки "Ъ" подтвердили существование письма, отказавшись говорить о его содержании, но пояснили, что в ведомство поступили "многочисленные обращения" от регионов о невозможности соблюсти требования постановления N1177.
Отметим, что в июле 2016 года по предложению правительством было выделено на закупку школьных автобусов 3 млрд руб. из бюджета, причем такая же сумма ассигнований, по словам Ольги Васильевой, запланирована и на следующий год. По сведениям "Ъ", в Минпромторге РФ приводили оценки, что в случае запрета эксплуатации с января 2017 года образовательному ведомству в течение пяти лет потребуется заменить 14,6 тыс. школьных автобусов. В Минпромторге вчера не ответили на запрос "Ъ".
В заявили, что руководствуются прежде всего безопасностью перевозок, и пояснили, что позиция ведомства с момента выхода постановления правительства в 2013 году не изменилась. В Минобрнауки заверили, что отмена норм "не снизит требования к безопасности автобусных перевозок". В сообщили, что этот вопрос "заслуживает самого пристального внимания".
По словам Михаила Болигузова, правила автобусных перевозок детей изобилуют "казусами". В частности, до июня 2016 года действовал фактический запрет на перевозку школьников по ночам (за исключением подвоза к вокзалам и аэропортам), и для организации выпускных вечеров в правительственное постановление пришлось срочно вносить коррективы.
, , Наталья Скорлыгина