На новогодние каникулы российские школьники рискуют остаться без экскурсий и лагерей
Миллионы российских школьников вместо путешествий по стране рискуют провести новогодние каникулы в обнимку с телевизором и планшетом. С 1 января вступает в силу запрет на перевозку организованных групп детей автобусами старше 10 лет. Большая часть автобусов во всех регионах страны не соответствует этим требованиям. Получается, что групповые поездки школьников на спортивные мероприятия, экскурсии и в учебные заведения могут значительно сократиться, а то и вовсе кануть в Лету. Перевозчики, в парке которых есть новые автобусы, уже взвинтили цены на свои услуги в два раза, и это далеко не предел. Минобрнауки, Минкульт и представители туриндустрии обратились в правительство с требованием отменить норму, запрещающую использовать для групповой перевозки детей автобусы старше 10 лет. По мнению экспертов, для обеспечения безопасности нужно руководствоваться не возрастом автобуса, а его объективным техническим состоянием. — Даже к самолетам никто не предъявляет таких требований, которые сейчас хотят предъявить автобусам. Эту норму придумали от балды, нет никаких официальных подтверждений, статистики ГИБДД, что аварии с возрастными автобусами случаются чаще, — объясняет руководитель Комиссии детско-юношеского и молодежного туризма Общественного совета при Ростуризме Сергей Минделевич. — Нам приходят письма из разных регионов страны. На Камчатке, например, с 1 января детей смогут возить 7 автобусов на весь регион, в Тверской области — 5 и так далее. Мы идем к катастрофе, при этом в России есть негласное правило, что наши чиновники ни за что не отвечают. А миллионы школьников лишатся возможности не только путешествовать по стране, но и посещать спортивные мероприятия, добираться до учебных заведений. По мнению экспертов, если новая норма закона вступит в силу, большая часть транспортников просто откажется организовывать групповые перевозки детей. Ведь уже после внесения изменений в КоАП перевозчиков можно штрафовать более чем по 40 статьям на внушительные суммы от 100 тысяч до полумиллиона рублей. Причем эти штрафы по большей части касаются не безопасности детей, а таких вещей, как отсутствие списка сухого пайка или отметки о том, кто из сопровождающих является старшим в группе. Сейчас в Москве в преддверии новых поправок многие перевозчики, в парках которых есть новые автобусы, уже взвинтили цены за детские перевозки с 1500–1800 рублей в час до 3–4 тысяч. — Мы понимаем заботу правительства о безопасности школьников, но дело не в возрасте автобуса, а в его техническом состоянии, — уверена Ольга Санаева, руководитель регионального совета и член президиума правления Российского союза туриндустрии. — Кроме того, школьные перевозки должны быть недорогими, чтобы каждый родитель имел возможность оплатить экскурсию для ребенка. После вступления в силу новых норм в стране будет не хватать около 4,5 тысячи автобусов. Возникнет дефицит даже школьных автобусов, несмотря на то что в прошлом году было выделено 3 млрд бюджетных средств на их закупку. Министр образования и науки Ольга Васильева уже написала письмо в правительство с просьбой отменить норму, Минкульт тоже нас поддерживает, сопротивляется только Минпром, которому данные поправки выгодны для продвижения на рынок автобусов отечественного производства, не пользующихся спросом из-за соотношения цены и качества. Эксперты считают, что из-за нехватки машин для перевозки детей с рейсов начнут снимать обычные городские автобусы. Но они не приспособлены для перевозки школьников, не оснащены даже ремнями безопасности. В любом случае, новый закон приведет к коллапсу с перевозками в регионах, где под запрет попадет около 80% машин. К тому же новые нормы сильно ударят по малому бизнесу в сфере перевозок, предприниматели просто будут сворачивать лавочки и искать другие источники доходов. Так как обновлять большую часть парка машин очень дорого, и вложения окупятся весьма нескоро. — Чиновники всячески изживают детский туризм, — говорит Михаил Болигузов, председатель инициативной группы руководителей транспортных предприятий — членов Московской торгово-промышленной палаты. — По обеспечению транспортными средствами для перевозки детей мы отброшены сейчас как минимум на 25 лет назад. Количество детей, ездящих в походы и на экскурсии, с каждым годом стремительно сокращается. В Москве после введения новых норм останется не больше 200 машин, отвечающих требованиям законодательства. В конечном итоге перевозки школьников просто умрут, а дети поедут на метро. Справка "МК" Постановление №1177 было принято в 2013 году, в нем определялся список необходимых документов для перевозки школьников, в том числе даже перечь сухого пайка, который должен быть в автобусе на каждого ребенка. Норма о запрете использования для перевозки школьников автобусами старше 10 лет должна была вступить в силу в 2014 году, но дважды ее вступление в силу удавалось отсрочить, сначала до июля 2015-го, теперь до 1 января 2017 года.