Пожертвуем свободой?

Банк России разработал концепцию регулирования краудфандинга в России — правда, переход к ней планируется не ранее второй половины 2017 года. Зачем это нужно отрасли и ЦБ, Банки.ру выяснил у участников рынка краудфандинга и самого регулятора. Кролики довольны «Из своего опыта работы с Boomstarter вывод у меня один — хочу пожелать процветания сервису и его коллективу! Поясню: я автор трех проектов, два из них успешные, и причем успешные они в категории, на которую труднее всего привлечь спонсоров, — еда. У меня прекрасный менеджер, и она мне помогает в любое время суток, даже в свой день рождения она возилась со мной и моими проблемами. Мой третий проект еще не завершился, а сумма уже собрана», — не скрывает восторга в посте на своей странице в Facebook создатель проекта «Народный фермер» (интернет-портал для фермеров и покупателей их продукции) Михаил Тимофеев. Успев побывать продавцом, учителем в школе, бухгалтером и даже коллектором, некоторое время назад он переехал из Петербурга в Калининградскую область. Благодаря площадке для краудфандинга Boomstarter, Тимофеев привлек деньги на собственную кроличью ферму «Кролофф», а теперь взялся за интернет-портал для фермеров — нужное финансирование он уже успел привлечь с помощью того же краудфандинга. «Краудфандинг — это не деньги, а в первую очередь очень хороший канал коммуникации. Я разговариваю с людьми, которые живут в России», — рассказывала изданию «Секрет фирмы» Гузель Санжапова, автор четырех успешных кампаний на Boomstarter и создатель бренда Cocco bello, под которым производится крем-мед с ягодами. Вся продукция натуральная и изготовлена жителями уральской деревни Малый Турыш — производство необычного меда стало способом трудоустроить жителей умирающего поселка. «Люди в ЦБ адекватные. Работать не мешают» Краудфандинг — явление в России не новое. Массово о нем заговорили в начале 2010-х годов. Тогда краудфандинг — то есть добровольная финансовая помощь многих людей автору некоего проекта или бизнеса через специальные площадки — был необычайно популярной темой: написано множество статей на тему «как преуспеть в краудфандинге», а деловые издания штамповали истории о тех, кому удалось запустить бизнес с помощью «финансирования толпы». Тем временем крупных крауд-площадок в Рунете всего две: Boomstarter и Planeta.ru. В поле зрения ЦБ краудфандинг тоже попал не вчера — с 2015 года регулятор проводит добровольное анкетирование площадок, а также всерьез размышляет о введении надзора над этой сферой. «Основной вопрос, который интересовал Центробанк, — это наши статистические показатели, то есть каков наш ежеквартальный объем привлечения финансов, какое количество проектов запускается в квартал и так далее», — рассказывает генеральный директор и сооснователь Planeta.ru Федор Мурачковский. Правда, признают в ЦБ, объем рынка пока не такой, чтобы можно было развивать бурную деятельность прямо сейчас, — пока постепенно вводить меры по регулированию собираются не ранее второй половины 2017 года. Сейчас собрана рабочая группа по проекту, в ней около 30 человек, говорит основатель и генеральный директор Boomstarter Руслан Тугушев. В группу входят как основные участники рынка краудфандинга, так и представители ЦБ — в частности, службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России во главе с Михаилом Мамутой. «Правила пишут вместе с основными участниками рынка. Люди в ЦБ адекватные. Работать не мешают», — говорит Тугушев. Защита от пирамид Зачем ЦБ понадобилось регулировать краудфандинг? «Банк России как мегарегулятор обязан отслеживать все значимые тенденции финансового рынка», — объясняют в пресс-службе ЦБ. «В настоящее время правила игры на этом рынке определяются действующим законодательством. Однако, учитывая, что новые технологии несут в себе не только достоинства, но и риски, регулятор считает необходимым поэтапный переход к регулированию данного сегмента рынка», — добавляют в Банке России. К рискам ЦБ относит, вероятно, и участившиеся случаи возникновения финансовых пирамид, прикидывающихся краудфандингом, — в изобилии их можно отыскать даже по хештегу #краудфандинг во «ВКонтакте». «Основная масса интернет-аудитории пока настороженно относится к краудфандингу, в том числе и по причине отсутствия правового регулирования», — подтверждает Федор Мурачковский. Каким образом будет проводиться регулирование? Сейчас ЦБ выделил три направления, говорится в пресс-релизе Банка России: регулирование деятельности самих краудфандинговых площадок и установление требований к их владельцам и менеджменту; установление требований к эмитентам ценных бумаг (предложенных с использованием площадки) и заемщикам; установление требований к кредиторам и инвесторам, использующим краудфандинговую площадку. В поисках баланса На рынке инициативу Центробанка оценивают по-разному. «Об идее ЦБ я не слышал и лезть в это не собираюсь. В этой сфере все инициативы были до этого малоэффективны. Потому что все наши инициативы направлены на то, чтобы «подмять», а не развить», — говорит Владислав Кузьменко, основатель агентства Crowduniverse, которое помогает консультациями авторам проектов. «В целом сама идея регуляции сферы мне нравится, и здорово, что мы в принципе одними из первых в мире взялись за законодательство краудфандинга», — не согласен с Кузьменко основатель похожего проекта Crowdhunters Юрий Лисов. «Насколько это будет полезно — покажут конкретные нормы, которые будут приняты. Наверняка могу сказать, что доверие к краудфандингу со стороны аудитории, которая знает о нем на уровне «что-то слышали», увеличится», — замечает он. Крупные площадки для краудфандинга пока не торопятся с выводами и ждут, когда намерения ЦБ по регулированию отрасли станут более ясны. «Например, порядок отчетности может быть самым лояльным, но при этом к самой площадке может быть установлено столько требований, что все затухнет на самом старте. Если же баланс между регуляторным воздействием и свободой площадок в принятии решений будет соблюден, то эффект окажется положительным», — рассуждает Федор Мурачковский из Planeta.ru. «Правила с регулированием станут более прозрачными — сейчас каждая площадка пишет свои. А это дает мошенникам возможность выхода на рынок», — считает Тугушев из Boomstarter. По его словам, надзор от Центробанка также никак не помешает выйти на рынок — к слову, этот вход и так затруднен из-за дороговизны. «Цена хорошего входа — 2—4 миллиона долларов. Если меньше, то это изначально плохая идея», — добавляет Тугушев. Узок круг этих революционеров В самом Банке России считают, что пока объем рынка краудфандинга слишком мал, чтобы его регулировать. «Весь годовой оборот краудфандинга в РФ пока что равняется примерно одной небольшой сделке на Московской фондовой бирже», — приводит сравнение Мурачковский. При этом рынок действительно растет: его суммарный объем по итогам прошлого года составил около 500 млн рублей, говорит Лисов из Crowdhunters. «В этом году площадки еще не подводили итоги, но думаю, что объем к миллиарду рублей подойдет», — прогнозирует он. Моду на краудфандинг подхватили и крупнейшие российские IT-компании: сейчас на рынке есть сервисы Добро@mail.ru и yasobe.ru от «Яндекса» с похожей моделью привлечения средств, но с уклоном в социальные проекты. Параллельно с краудфандингом развивается направление краудинвестинга (например, такие компании, как StartTrack и Simex). Краудинвестинг отличается от краудфандинга тем, что там спонсоры могут получать в качестве награды доли в компании, акции стартапа и т. п. Кстати, грань между двумя этими понятиями довольно тонкая и тоже может попасть в фокус ЦБ. «До сих пор нет единой терминологии, например, что такое краудфандинг, чем он отличается от краудинвестирования или некоторых инструментов фандрайзинга. Также нет единых стандартов работы площадок и требований к таким площадкам», — замечает Мурачковский из Planeta.ru. Однако непонятно, продолжится ли рост отрасли и дальше. По мнению Владислава Кузьменко из Crowduniverse, раньше ждали, что краудфандинг «взлетит» куда сильнее, сейчас же рост даже крупнейших площадок не оправдывает тех ожиданий. «Уклон идет больше в социальную сферу, социальное предпринимательство. Выходит, круг тем очень узкий, и это очень тормозит развитие. А еще его тормозит непонимание народа: «а зачем это нужно», — считает Кузьменко. Выход, по его словам, один — «повышать общий уровень образованности и прошаренности». Пока неизвестно, насколько в России разрастется рынок и что он будет собой представлять, в ЦБ стараются не мешать его свободному формированию, говорят в Банке России. Отчасти регулирование рынка краудфандинга откладывается и по этой причине. Впрочем, есть те, кто считает иначе. «Думаю, лучше начать сейчас и не ждать, пока рынок вырастет еще больше. По крайней мере, будет запас, чтобы внести изменения, если станет понятно, что что-то не работает. На большом рынке это будет сложнее», — заключает Юрий Лисов из Crowdhunters. Эмма ТЕРЧЕНКО, Banki.ru