Национальная технологическая инициатива России — в руках Ирландии
Внимание прессы привлекли недавно некоторые обстоятельства финансирования Россией стратегически важного проекта, связанного с технологиями будущего. На его реализацию государство выделяет и готово и впредь выделять большие деньги, но некоторые наблюдатели высказывают опасение, что в каких-то сегментах проекта может выиграть не столько наша страна, сколько иностранный бизнес. Речь идет о ряде компаний, участвующих в Национальной технологической инициативе (НТИ). Это долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых рынках, которые во многом будут определять структуру мировой экономики через 15−20 лет. Рынки «отбирались» в том числе по таким параметрам: его объем к 2035 году составит более 100 млрд долларов; на текущий момент рынка нет, либо на нем отсутствуют устоявшиеся технологические стандарты; рынок будет представлять собой сеть, в которой посредники заменяются на управляющее программное обеспечение; рынок важен для России с точки зрения обеспечения базовых потребностей и безопасности и т.д. В рамках НТИ сформированы девять платформ, представляющих собой «рынки будущего»: энергетика, морской, воздушный и автомобильный транспорт, финансы, безопасность, нейрокоммуникации, медицина и пища. На реализацию «дорожных карт» НТИ из федерального бюджета на 2016 год постановлением Правительства РФ выделено 8 млрд. рублей. Субсидии, как сказано в документах, «предоставляются на финансовое обеспечение получателем субсидии затрат на реализацию проектов Национальной технологической инициативы в целях создания, развития и продвижения передовых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских организаций на формируемых глобальных рынках». Одной из платформ НТИ стала «МариНет» — это цифровая навигация (e-Навигация), технологии освоения ресурсов океана и инновационное судостроение. Речь идет в том числе о развитии интеллектуальных систем в морской и речной индустрии, создании глобальной систем спутниковой морской связи и беспилотного судостроения. На этом направлении к работе привлечена компания «Транзас», которая является одним из самых ценных активов Группы компаний «Промышленные инвесторы», а президент «Промышленных инвесторов» Сергей Генералов возглавляет рабочую группу по реализации дорожной карты «МариНет». Теперь она и ее подразделения «Транзас Технологии» и «Транзас Навигатор» стали ключевыми исполнителями двух из трех проектов, которые реализуются в рамках дорожной карты «МариНет». Приоритеты «Транзас» и российской программы во многом схожи. Вот, например, как описываются в «дорожной карте» «МариНет» ее задачи: «Создание отечественного полигона для отработки технологий e-навигации российскими разработчиками; разработка и поэтапное внедрение… технологии e-навигации; создание бортовой интегрированной системы, адаптированной к е-навигации; создание системы поддержки принятия решений в рамках единого информационного пространства «Судно-берег»; разработка и апробирование системы подготовки кадров морского и речного транспорта, использующую веб-тренажер в составе дистанционных образовательных технологий». А компания «Транзас» тем временем презентовала свой THESIS — концепцию экосистемы унифицированных интегрированных решений. — «Транзас», — заявляет через СМИ генеральный директор компании Фрэнк Коулз, — стремится создать единую платформу, которая обеспечит постоянное взаимодействие между судном, службами управления движением судов, береговыми службами и операционными центрами судоходных компаний в онлайн режиме. С помощью концепции THESIS будет создана такая платформа и структура, которая позволит осуществлять удаленное управление административными процессами как для традиционного судна с экипажем на борту, так и в будущем для безэкипажных судов». Все было бы просто замечательно, не будь одного «но». НТИ (и, соответственно, «МариНет») должна обеспечивать приоритетные позиции российским компаниям и никаким иным. А вот «Транзас» — это компания международная и находится в иностранной юрисдикции (Ирландия). Очень много воды утекло с тех пор, когда она в 1990 году была основана в Ленинграде. Кстати, на сайте компании даже не сочли возможным упомянуть ее российское происхождение. Если компания использует российские таланты, это еще не делает ее российской — утечка умов из нашей страны имеет разные формы. По данным СМИ, ООО «Транзас Навигатор» и ЗАО «Транзас Технологии» находятся в собственности ирландской компании Transas Marine Ltd. со штаб-квартирой в Корке. ООО «Транзас Навигатор» учрежден ею напрямую, учредитель ЗАО «Транзас Технологии» — это зарегистрированная в Великобритании «дочка» Transas Technology Ltd. И вот теперь «Транзас» популяризирует свой новаторский проект и при этом ни словом не упоминает о том, что на создание современной навигационной системы и учебной сети компания получила, как пишут СМИ, миллиард рублей из российского бюджета. Если уже сейчас технологии, созданные при государственном финансировании, так легко «уплывают» из России, то чего можно ждать в будущем? В октябре «Транзас» в составе рабочей группы «МариНет» принял участие в форуме «Открытые инновации» в Сколково. Как сказано в пресс-релизе компании, успешная реализация ее проектов в области е-Навигации и безэкипажного судовождения «должна открыть российским компаниям возможности опережающего внедрения и коммерциализации этих технологий на мировом рынке». С чего бы такая щедрость? Возможно, г-н Генералов оказался в ситуации конфликта интересов как один из руководителей национальной программы с одной стороны и как международный бизнесмен — с другой? Судя по ситуации с «Транзасом», верх у него в этом конфликте могли взять интересы бизнеса. Не получится ли так, что «Транзас» воспользуется субсидиями из российского бюджета и другими привилегиями, на которые могут рассчитывать участники НТИ? И станут ли иностранные по сути компании работать на приращение технологической мощи России и столбить ее приоритет на неведомых еще рынках — это вопрос? И последний вопрос: не пора ли контролирующим органам в связи с этой историей внимательнее присмотреться к тому, кого субсидирует бюджет в программе мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году?