У страховщиков появилось приложение, которое различает водителей по манере езды
Страховая компания «ВСК» (топ-6 на рынке каско) 29 ноября запускает интеллектуальное мобильное приложение «Автометрика», сообщил Банки.ру представитель страховщика. Приложение отслеживает стиль вождения и через 30 дней использования и после 500 км пробега предлагает аккуратным водителям купить полис каско со скидкой до 25%. Это первое на российском рынке телематическое приложение, которое, как уверяют разработчики, умеет отличать, когда пользователь едет в качестве водителя, а когда — в качестве пассажира (в автобусе, такси, автомобиле). В основном телематика в России существует в виде отдельных устройств, которые устанавливаются в автомобиль и следят за его движением. Мобильным технологиям страховщики пока не особенно доверяют. В «Автометрике» применяются алгоритмы машинного обучения, которые описывают индивидуальные характеристики вождения на основе сотен факторов, говорит гендиректор компании-разработчика Raxel Telematics Дмитрий Рудаш. «К примеру, это манера останавливаться перед светофором и разгоняться после загорания зеленого сигнала, скоростное поведение на конкретных участках дороги, характеристики маневрирования. Через две недели регулярных поездок мы способны выявить те из них, в которых водитель не был за рулем», — утверждает он. При оценке безопасности вождения (для получения скидки) учитываются более 20 параметров: резкие разгоны и торможения, соблюдение скоростного режима, использование телефона за рулем и т. д. Вопросы о работе приложения можно будет задать в онлайн-чате. Для контроля пробега в начале и конце тестирования приложение потребует фото одометра. Телематика может быть полезна молодым водителям с небольшим стажем, для которых страховка традиционно дороже, чем для опытных, говорит замгендиректора «ВСК» Александр Абраменко. По данным Raxel Telematics, более 40% водителей до 25 лет со стажем до пяти лет ездят гораздо аккуратнее автовладельцев возраста 35+ с более чем десятилетним стажем. Доказать свое попадание в эти 40% и получить скидку можно только с помощью телематики, говорят в компании. Еще телематика помогает тем, кто обычно не садится за руль ночью и часто ездит по одному и тому же маршруту. Новость Приложение «Автометрика» доступно в Google Play и AppStore, оно бесплатное. Воспользоваться им могут жители Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Свердловской и Тюменской областей. Автомобиль должен быть не старше 2012 года выпуска, уточнили в «ВСК». После оформления полиса использование телематики не требуется. Другой разработчик решений для «умного» автострахования — компания Meta System критикует использование смартфона как источника телематических данных. «Приложение не дает никаких гарантий, что человек не будет обманывать страховую компанию», — утверждает старший вице-президент по развитию телематики Meta System Алексей Шипулин. А уникальная подпись не гарантирует, что это подпись определенного человека, считает он, — пользователь может отдать телефон другому водителю, более аккуратному, или оставить его дома. Цитата В Raxel Telematics на это возражают: чтобы «запутать» технологию машинного обучения, телефон придется отдать не менее чем на две недели. «Это крайне нелогичная мысль. Проще уж застраховаться в другой компании», — говорит Дмитрий Рудаш. Конкуренты «ВСК» новинку оценивают по-разному. У смартфона по сравнению с телематическим устройством недостатков пока больше, считает руководитель управления андеррайтинга «АльфаСтрахования» Илья Григорьев. «Телефон может падать, перемещаться по салону. А если у страхователя одновременно спортивное ТС и люксовый внедорожник? А если в телефоне села батарейка?» — перечисляет он возможные проблемы. Мобильная телематика, в отличие от устройства, не поможет найти угнанную машину, не предупредит об эвакуации и разряде аккумулятора, добавляет Григорьев. Приложение для смартфона есть у «Ренессанс страхования», но оно идет лишь в дополнение к стационарному устройству: много вопросов связано именно с методикой определения водителя, объясняет управляющий директор управления прямых продаж «Ренессанса» Алия Валиуллина. Использование смартфона — самостоятельный и перспективный вариант телематики, не согласен директор департамента автотранспортного андеррайтинга «Либерти Страхование» Антон Рюмин (компания продает каско со стационарными устройствами). Мобильная телематика — более адресная технология, у которой «качественно другой уровень коммуникации» компании и клиента, говорит он, отметив, что «Либерти» рассматривает возможность ее применения. Цитата «Проведение пилотов по использованию уникальной подписи водителя — это неотъемлемая часть развития рынка телематического страхования. Вопрос только в том, когда накопленной информации станет достаточно для построения адекватной статистики», — заключает Алия Валиуллина. В мировой практике телематика на базе мобильного приложения — исключительно маркетинговый инструмент, продолжает Алексей Шипулин, и других технических преимуществ ни один проект не доказал. Шипулин считает, что российский рынок каско не чувствителен к таким продуктам, так как не имеет должных масштабов и вообще находится в глубоком кризисе. «Это рабочая модель для развитого потребительского рынка, в частности США и Великобритании. Но она также не имеет перспектив, например, на очень консервативном рынке Германии или склонном к фроду рынку Италии», — рассуждает он. А в Raxel Telematics смотрят на перспективы рынка с оптимизмом. «Российская индустрия автострахования занимает шестое место среди европейских стран по количеству запущенных проектов в области страховой телематики и демонстрирует по этому показателю самую высокую динамику роста», — говорят в компании. Рынок телематики в России оценивается в 60—80 тыс. подключений (1—2% от количества владельцев полисов каско). По оценкам Ptolemus Consulting Group, к 2020 году в мире будет более 100 млн автомобилей, застрахованных с помощью телематики. Елена ПЕТЕШОВА, Banki.ru