Продуктовые ритейлеры удержали цены За последние 12 месяцев цены на продукты в розничных сетях были ниже среднерыночных. Цены на продукты питания — один из ключевых показателей качества жизни россиян. На их динамику влияют как макроэкономические факторы (инфляция, ставка ЦБ, энерго- и железнодорожные тарифы), так и особенности регионов, например степень развития логистической инфраструктуры и торговых сетей. Это подтверждают данные аналитического отчета торговой сети «Пятёрочка» о динамике стоимости продовольственной корзины за 12 месяцев, рассчитанные по методологии Росстата. На днях аналитики торговой сети «Пятёрочка» на семинаре «Государство как платформа», прошедшем в Центре стратегических разработок, представили итоги 12 месяцев наблюдения за розничными ценами с помощью индекса «Пятёрочки». Эксперты обсудили роль государства в области открытых данных и рассмотрели аналитику торговой сети в качестве примера открытых данных, которые бизнес может предоставить государству и обществу. Индекс «Пятёрочки» показывает отношение стоимости минимального продовольственного набора в торговой сети к аналогичным данным, публикуемым Росстатом. Проще говоря, он помогает оценить, как изменилась стоимость минимального набора продуктов: чем меньше процентное отношение, то есть индекс «Пятёрочки», тем доступнее эти продукты для покупателей сети. Как пояснила представитель торговой сети «Пятёрочка» Полина Киселева, индекс был создан компанией по причине высокой социальной значимости темы розничных цен, которая постоянно находится в центре внимания общества. С помощью индекса можно проанализировать, сколько калорий потребитель может купить за минимальную сумму денег. Аналитики ритейлера подсчитали, что за 12 месяцев минимальное значение индекса было зафиксировано в Москве в сентябре 2016 года, когда корзина в «Пятёрочке» стоила на 18 процентов меньше, чем по данным Росстата. Также данные аналитики за 12 месяцев показывают, что за прошедший год индекс «Пятёрочки» ни разу не превысил 100 процентов. Наименьшее значение индекса для европейской части России Урала и Сибири за прошедшие 12 месяцев составило 95,3 процента, для Санкт-Петербурга — 89,9 процента, для Москвы — 82,6 процента. Это указывает на возможности торговых сетей обеспечивать лучшее ценовое предложение, чем в неорганизованной рознице, в том числе за счет оптимального ассортимента, сильной логистики, собственных торговых марок. Особое влияние на снижение стоимости корзины в течение 12 месяцев оказывали продукты, которые регулярно стоили меньше, чем в среднем по стране. Средневзвешенная стоимость подсолнечного масла в торговой сети была ниже на 28 процентов, яблок — на 18 процентов, охлажденных и замороженных кур — на 18 процентов, гороха и фасоли — на 17 процентов, сметаны — на 12 процентов, огурцов — на 10 процентов, пшеничной муки — на 8 процентов, куриных яиц — на 7 процентов. При этом динамика изменения цен соответствует фиксируемым Росстатом тенденциям, а в период снижения стоимости продуктовой корзины сетевая розница реагирует быстрее неорганизованной розницы. Например, стоимость огурцов и картофеля в августе-сентябре в торговой сети была существенно ниже, чем в среднем по России. В дополнение к индексу «Пятёрочки» Х5 каждый месяц публикует данные о стоимости набора из 33 продуктов по минимальным ценам. Его цена в течение всех 12 месяцев была в 1,5–1,7 раза ниже среднероссийских показателей. Это стало возможным благодаря расширенному ассортименту продуктов под собственными торговыми марками среди товаров, которые продаются по минимальным ценам, а также гибкой позиции производителей продуктов питания в сотрудничестве с торговой сетью. Владимир Дроздо