Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Внешние кредиты или ресурсы Госнефтефонда?

БАКУ, 29 ноя — Sputnik. В случае, если макроэкономическая ситуация достаточно сбалансирована, экономические ресурсы диверсифицированы, то порог внешнего долга в 30-40% относительно валового внутреннего продукта (ВВП) является достаточно комфортным для экономики государства. Об этом Sputnik Азербайджан заявил доктор экономических наук, профессор Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC) Эльшад Мамедов.

Внешние кредиты или ресурсы Госнефтефонда?
Фото: Sputnik АзербайджанSputnik Азербайджан

Внешний госдолг Азербайджана на 1 октября 2016 года составил 7650,7 миллиона долларов (12,403 миллиона манатов), отмечается в сообщении АР. Таким образом, на последнюю отчетную дату отношение внешнего долга к ВВП составило 20,1%.

Видео дня

По словам Мамедова, в последние годы наблюдается последовательное увеличение удельного веса внешнего долга страны. В международной практике в первую очередь в расчет берется структура национальной экономики, в том числе макроэкономическая ситуация. Но в условиях значительного дисбаланса в макроэкономическом развитии следует придерживаться более низкой планки. "Я считаю, что планка в 15-20% является уже достаточно высокой для экономики Азербайджана, правительству по возможности следует избегать значительного увеличения внешних заимствований и больше обращаться к своим внутренним ресурсам. И в первую очередь, конечно, к ресурсам Нефтяного фонда страны", — отметил Мамедов.

Комментируя тему возможностей активизации экономики за счет привлечения внешних заемных средств, Мамедов отметил, что в мировой практике существует достаточно много примеров, когда внешние заимствования приводили к росту деловой активности, развитию экспортного потенциала и улучшению иных важнейших макроэкономических показателей. Вместе с тем, Азербайджан располагает достаточно внушительными суверенными валютными запасами, которые в основном сосредоточены на внешних рынках. Речь идет в первую очередь о средствах в Государственном нефтяном фонде АР.

"Конечно, с экономической точки зрения более целесообразным видится привлечение именно средств Госнефтефонда, нежели обращение к внешним заимствованиям. Если сравнивать процессные показатели доходности размещенных за рубежом средств Нефтяного фонда и процессные показатели по внешним заимствованиям, становится очевидным, что внешние заимствования для национальной экономики оборачиваются значительно большими обязательствами", — подчеркнул профессор UNEC.

По словам эксперта, в течении последнего года ведущие рейтинговые агентства существенно понизили суверенный кредитный рейтинг как всей азербайджанской экономики, так и ключевых системообразующих государственных и негосударственных структур. Поэтому внешние заимствования, безусловно, будут осуществляться на менее выгодных условиях. В складывающихся обстоятельствах более целесообразным видится использование непосредственно средств Госнефтефонда. Хотя вместе с тем следует признать, что по средствам Нефтяного фонда картина недостаточно проста, поскольку изъятие капитала, размещенного на внешних рынках под обязательства страны – процесс непростой.

"Менеджменту Нефтяного фонда, а также экономическому блоку правительства следует провести мониторинг складывающейся конъюнктуры по внешним заимствованиям и параллельно по средствам Нефтяного фонда, задействованным на внешнем рынке. И только после мониторинга можно принять соответствующие управленческие решения и определить, какой из двух вариантов полезен для национальной экономики", — заявил Мамедов.

По словам профессора, если средства ГНФАР будут привлечены к оздоровлению экономики, это будет более преимущественным фактором. В ближайшие годы Азербайджан ожидают серьезные государственные расходы, связанные по обязательствам по внешним инвестиционным сделкам (это касается и строительства газопроводов), также достаточно обязательств по инвестициям в турецкий рынок. Поэтому расходы будут большими – и без использования средств Нефтяного фонда, либо средств, связанных с внешними заимствованиями, решить эти задачи будет невозможно.

"В связи с этим хочется надеяться, что правительством будут приняты более оптимальные варианты для выхода из данной ситуации. Оба варианта — как привлечение средств из ГНФАР, так и с внешних рынков — повлекут значительные издержки. Вместе тем следует учесть, что современная макроэкономическая ситуация вынуждает правительство обратиться к дополнительным финансовым ресурсам для осуществления и реализации обязательств", — подчеркнул профессор.

По итогам трех кварталов 2016 года валютные резервы Государственного нефтяного фонда АР (ГНФАР) составили 35,822 миллиарда долларов.