Юрист: Лоббирование «Аэрофлота» не бесконечно

Авиакомпании начали борьбу за лишний вес. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) настаивает на том, что в тарифах всех перевозчиков страны должна остаться норма о бесплатном провозе 10 килограммов багажа. «Аэрофлот» выступил категорически против. Сегодня любой пассажир имеет право взять с собой несколько бесплатных килограммов багажа. Так, клиенты S7 по «безбагажному» тарифу могут взять с собой до 10 килограммов ручной клади, а «Уральских линий» - до 15 килограммов, при этом одно место багажа должно весить до 10, а второе – до пяти килограммов. О том, чем грозит пассажирам отмена действующих правил, «МИР 24» рассказал адвокат Александр Трещев. «МИР 24»: Неделю назад АЭВТ предложила сохранить норму о бесплатном провозе 10 килограммов для всех компаний и тарифов. «Аэрофлот» назвал это «лоббированием интересов традиционных перевозчиков, опасающихся конкуренции с компаниями-лоукостерами». Действительно ли это помешает развитию лоукостера «Аэрофлота», то есть авиакомпании «Победа»? А.Т.: Конечно. «Аэрофлот» занимает доминирующее положение со своими российскими компаниями после того, как ушел с рынка второй авиаперевозчик («Трансаэро» – ред.). Антимонопольные службы внимательно следят. Все и так грешат на «Аэрофлот», что цены очень высокие. Мы часто слышим о том, что это самый современный авиапарк, самая лучшая компания. На самом деле, последний рейтинг я посмотрел, занимает 40-е место среди самых лучших авиакомпаний в мире - не так хорошо для таких высоких цен, старого бренда, ведь репутация – это и есть то самое главное, что позволяет людям конкурировать в современном мире. И поэтому когда, знаете, смотрят в зеркало и говорят, что это страх конкуренции… Нет, наоборот, это желание остановить естественный ход. И странно, когда это звучит их уст компании, которая на 51% принадлежит государству, то есть должна быть социально ориентирована. «МИР 24»: Многие европейские лоукостеры имеют норму в 10 килограммов, которые перевозятся бесплатно. А.Т.: Конечно. «Аэрофлот» вообще не нужно слушать по одной простой причине. Он не лоукостер, он очень дорогой «костер». И когда говорят о лоббировании, то кто кого лоббирует? Кто возглавляет лоукостер «Победа»? Бывший коммерческий директор, в отношении которого возбудили уголовное дело – Калмыков (Андрей Калмыков, замгендиректора «Аэрофлота» с 2010 года – ред.). Не знаю, чем оно закончилось. У которого там тоже был интерес в каком-то бизнесе. Это наоборот попахивает и бросает тень на такую компанию. Я считаю, антимонопольная служба должна одернуть зарвавшихся людей, которые принимали активную роль в выборах в Государственную думу, где-то крутились-вертелись, и теперь считают, что тем самым получили возможность самостоятельно лоббировать. Но не надо забывать, что у компании «Аэрофлот» есть социальные обязанности перед жителями этой страны. Поэтому она (компания) ни в коей мере не должна выступать против сообщества. Кстати говоря, входя в международные альянсы, стоило бы посмотреть, как это регулирует международная практика. Да, я согласен, что когда человек идет без багажа, его стоимость должна быть дешевле, чем у тех, кто набьет баулы. Но давайте посмотрит, какие цены там есть. Посмотрите, какие цены в Европе между европейскими странными – 40,50. 60 евро – такой цены уже не встретишь. Давайте посмотрим, какие у нас расценки. Они запредельно выше даже на внутренних авиалиниях. И отсутствие здоровой конкуренции приводит к тому, что люди, которые лоббируют, не очень эффективны в управлении. Я думаю, что Дума вряд ли пойдет навстречу «Аэрофлоту» по одной простой причине – зачем Думе принимать на себя недовольство огромного количества людей, которые ездят в транспорте, летают в самолете. Ведь у нас такая огромная страна «МИР 24»: В «Аэрофлоте» подсчитали, что после появления «Победы» как минимум 15 тысяч российских пассажиров впервые смогли полететь самолетом, тарифы на направлениях лоукостера упали на 20%. Но если отменить «безбагажный» тариф, считают в «Аэрофлоте», то цены удастся снизить еще на 20%. Естественно, для тех, кто путешествует без вещей. Нет ли в этих цифрах лукавства? А.Т.: Я в это не верю по той простой причине, что сам часто летаю. И даже работая какое-то время с «Аэрофлотом», я отказался от его услуг по одной простой причине. Цены были запредельно высокими и неконкурентоспособными. «МИР 24»: «Аэрофлот» говорит о «Победе» А.Т.: Посмотрите, какие скандалы сотрясают эту компанию. Все время с какими-то дамскими сумками пытаются не пустить. На самом деле, если разобрать их тарифы, мы увидим там лукавство, вне всякого сомнения. Поэтому я считаю, что антимонопольное ведомство, регуляторы государства должны четко отслеживать и одергивать лоукостеров от желания вводить в заблуждение пассажиров. А они постоянно вводят в заблуждение людей. Человек, когда покупает билет, думает одно. А там ему потихонечку загружают и загружают полный пакет. И это уже никакой не лоукостер в классическом понимании. «МИР 24»: «Аэрофлот» со своими компаниями не входит в АЭВТ. С другой стороны, он обслуживает половину российских авиапассажиров. Чье слово будет более весомо? А.Т.: Я думаю, что более весомым будет слово государства, которое владеет блокирующим пакетом «Аэрофлота». И которое, вне всякого сомнения, не только потому, что это записано в Конституции, несет ответственность за своих пассажиров, за граждан, которые часто пользуются авиаперелетами. Я надеюсь на то, что государство подойдет с государственным подходом. И у нас даже президент Путин сказал, что у нас нет лоббистов, их не должно быть. И когда мы слышим, когда директора каких-то госкомпаний говорят о каком-то лоббизме, то надо посмотреть, насколько это соответствует действующему законодательству, и не забыли ли они, какую компанию представляют. «МИР 24»: Вернемся к дамским сумочкам и вещам, с которыми «Победа» не пускает на борт. По данным «Ведомостей», до 30% выручки лоукостер получает от оплаты негабаритной по правилам компании ручной клади. Летом этого года гендиркетор компании предлагал отметить список разрешенных предметов и разрешить брать только один, причем весом до пяти килограммов. Чем объясняется склонность единственного российского лоукостера к таким непопулярным мерам? А.Т.: Жадность, ничего большего. Я хочу напомнить – кому принадлежит компания? Компания сама закредитована, должна огромное количество денег. Государство должно проверить эту компанию на предмет эффективности управления этого лоукостера. По одной простой причине – бравируя и говоря, что это единственный лоукостер, что это показательный пример, как нужно развивать авиацию, мы видим, что по совокупности это сводится к репутационным рискам. Все, что касается авиабилетов и наценок, этих неразумных предложений, разрушает репутацию. Да, это может помочь на какой-то короткой дистанции заработать денег. Но репутационные риски несоизмеримы. Это всегда приводит к потере популярности. Мы знаем примеры, когда не одна компания была обанкрочена в виду того, что жадность никогда не приводила к богатству. «МИР 24»: На ваш взгляд, насколько велика вероятность того, что на рынке появится второй лоукостер? А.Т.: Они должны появиться по одной простой причине. Никто не будет покупать билеты втридорога. Да, есть возможность лоббировать, есть вещи, которые можно зажимать. Но это не может длиться вечно по одной простой причине – рынок существует сам и пробивает дорогу. А какие-то препоны могут быть лишь краткосрочными и недолговечными «МИР 24»: Подведем итог. Чья позиция в большей степени защищает пассажиров? А.Т.: Та, которая входит в реальное положение пассажиров, которые могут провозить с собой и ручную кладь, и 10 килограммов багажа бесплатно. Это абсолютно нормально, это позиция, которая соответствует международным нормам, российскому законодательству, а также несет в себе социальную ответственность. «МИР 24»: Спасибо!