Родному ЖКХ не выжить без варягов?

Судя по всему, сделать наши города комфортными для проживания под силу только зарубежным специалистам. Почему ситуация стала настолько критичной и к чему приведет эта инициатива? В начале октября министр строительства и ЖКХ Михаил Мень заявил, что формирование комфортной среды в российских городах является важной общественно-политической задачей. Так что государство даже готово оказывать всяческую поддержку подобным проектам, в связи с чем на их прямую дотацию чиновник рассчитывает получить в ближайшее время порядка 10 миллиардов рублей бюджетных средств. При этом нельзя обойти стороной тот факт, что в последние 2 месяца пресс-служба Минстроя с завидной периодичностью рапортует о достижении договоренностей о сотрудничестве в этой сфере с представителями многих зарубежных стран. В разное время в подобных сообщениях фигурировали Япония, Израиль, Сингапур, а также некоторые другие. И у многих людей возникает вполне логичный вопрос – неужели ситуация с построением комфортной городской среды в России настолько ужасна, что без привлечения иностранных специалистов обойтись нельзя? И куда же вдруг подевались в таком случае талантливые отечественные дизайнеры и архитекторы? Константин Лисица, председатель правления ЖСК «Альфа», честно считает сложившуюся ситуацию с комфортом в городской среде критичной. - За редким исключением, - поясняет он, - наши города некомфортны и для будничной жизни, и для отдыха, и для туризма. Транспортная и пешеходная логистика в зачаточном состоянии, на велосипедах и мотоциклах по той же Москве ездить просто опасно. Неудобно, неуютно, не экологично. Многие коммунальные процессы, начиная с примитивного вывоза мусора, неопрятно выглядят. Сравнение с европейскими городами уж точно не в нашу пользу. Попытки улучшить эргономику и стиль, конечно, видны, меняется отношение к пешеходам и зонам ожидания транспорта, появляются веломаршруты. Но все происходит очень медленно и, мне кажется, очень неуклюже. «Но отсюда, - уверена эксперт по социальным проектам, политтехнолог Любовь Якубовская, - совершенно не вытекает мысль, что у нас нет талантливых своих дизайнеров и архитекторов, а надо обязательно привлекать иностранных специалистов. У нас нет проблем с мозгами, проблема в том, что создана такая среда, в которой невозможно развитие и воплощение отечественных инновационных проектов». Потому что путь кропотливого выращивания собственных талантов, констатирует она, для государства долог и труден. Да и воли это делать ни у кого нет, ведь слишком многое пришлось бы менять в сферах, которые, на первый взгляд, никак не связаны с архитектурой. Гораздо проще пригласить иностранных специалистов с громкими именами. Для администрации это беспроигрышный вариант: если проект «выстрелит», лавры достанутся нанимателям, а если провалится, то проблемы можно легко списать на «российский менталитет», который не приемлет новшеств из-за рубежа. При этом президент Национальной ассоциации издателей России Андрей Авдонин уточняет: - Термин «комфортная городская среда» появился в России сравнительно недавно, так что специалистов, которые в этом хорошо разбираются и имеют большой опыт продуктивной работы, у нас найти трудновато, их практически единицы. Говорить, нужны ли в этом деле западные специалисты, просто не приходится – других нет. А у тех российских проектировщиков, которые все-таки есть, считает руководитель Национального агентства по архитектуре и градостроительству Елена Косоренкова, еще недостаточно опыта (а также вкуса и собственного стиля) для реализации этих крайне необходимых действий, которые оплачиваются из государственного бюджета. «Так что скорее всего, - поддерживает коллегу-эксперта директор центра стратегических коммуникаций рынка недвижимости Никита Журавлев, - этот эксперимент и желание позаимствовать опыт у иностранных экспертов нужен для того, чтобы в дальнейшем сформировать собственный опыт, как альтернативу существующему». Правда, насколько зарубежные спецы готовы работать в наших условиях и смогут ли добиться особых преференций для себя, это, по мнению эксперта, уже другой вопрос. Кстати, что касается последнего момента, то ни для кого не секрет, что любой бизнес «заточен» под получение прибыли, как говорится, любой ценой. А насколько высокой может быть эта самая цена, которую придется заплатить за использование иностранных наработок в сфере построения городской среды? Не будет ли она в итоге сплошь монетизирована и не ляжет ли обузой на кошельки простых россиян? Естественно, девелопер, по мнению Константина Лисицы, включит эти новации в цену квартир. Однако это, уверяет он, будет того стоить и обойдется в итоге не дорого по сравнению с коммунальной инженерией и инфраструктурой. Он допускает оказание каких-либо платных услуг в рамках новых форм городской среды, но убежден, что это только плюс, поскольку создает возможности для бизнеса и пополнения муниципальной казны. Ссылаясь на опыт западных городов, Лисица считает скорее приятное дополнение, чем обременение для кошелька. Тем более, добавляет Андрей Авдонин, несомненным плюсом станет еще и тот факт, что создание комфортной городской среды в каждом административном округе может помочь в решении проблем городского трафика в мегаполисе. - Если у людей все нужное будет «под боком», у них исчезнет необходимость перемещаться через весь город ради покупки или организации семейного отдыха. К тому же многие побывали за границей, и не по одному разу. А ведь качество жизни, современный уровень интерьера и услуг люди оценивают, основываясь на собственном опыте. И если у нас станет «не хуже», то зачем ехать за границу? То есть, привлечение иностранных специалистов поможет направить туристические потоки по маршрутам внутреннего туризма. Это, в конечном итоге, выгодно очень. Что же касается цены зарубежных специалистов, то, думает он, целесообразнее говорить не о высокой стоимости их услуг, а о проблеме соотношения цены и качества: «Если очень эффективный сотрудник получает высокую зарплату – он ее отрабатывает. Но у нас зачастую платят большие деньги некомпетентным сотрудникам. И в этом смысле выгоднее нанимать иностранцев, которые умеют и будут работать хорошо, при этом подавая пример молодому поколению россиян». Видеоврез (реклама) Так что «варяги», констатирует Елена Косоренкова, получат свое, но гармоничная среда обитания принесет постоянную прибыль на многие годы. Это не только высокая покупательская динамика, но и развитие сферы услуг и торговли. Наконец, это новые рабочие места и разнообразный функционал общественных пространств. Хорошо, если «пришествие варягов», как выясняется, неизбежно, а на карманах рядовых граждан это практически не отразится, впишутся ли в современные российские реалии все эти зарубежные наработки естественно и логично? Как воспримут их девелоперы и насколько точно будут им следовать? - Градостроительная часть комфортной среды обитания, - подчеркивает Елена Косоренкова, - есть краеугольный камень развития любого поселения, будь то город-миллионник или сельское поселение. - Но практически мало кто представляет, какой объем работы, проектов, эскизов, согласований, разрешительной документации, указов и постановлений субъекта ли, муниципального образования ли, необходимо выполнить с учетом противопожарных, экологических, строительных и санитарных норм и правил. Но, помимо городских и сельских администраций с муниципальными бюджетами, развивает она мысль, в создании городской среды принимает самое непосредственное участие частный капитал. А это означает, что при сговоре с разрешительными органами власти девелопер может как детально проработать все нюансы, чтобы сохранить собственную репутацию, так и «включить акулу капитализма» во время приступа «частной жадности» вкупе с гипертрофированным мнением «я сам себе великий архитектор». И получившийся при этом результат абсолютно некомфортен для конечного потребителя. Примеров множество: застройка Павшинской поймы и Балашихи, «Кошелев-проект» или Академический район Екатеринбурга. «Следование проекту иностранного архитектора идет, как правило, в соответствии с согласованной и утвержденной документацией, также это имеет место быть и при реализации проектов российских архитекторов с признанным именем, - отмечает эксперт. - А вот неизвестная проектная организация ломается через колено заказчиком с милой улыбочкой по принципу «что вам угодненько?», лишь бы клиент не ушел к более сговорчивому коллеге. Особенно крупные домостроительные комбинаты, имеющие свои проектные отделы, вообще не церемонятся с архитектурными стилями. А провинциальные деятелям от архитектуры часто грешат скатыванием в местечковый кич и безжалостно эксплуатируют брендовые образы». А уж что касается российских реалий, то здесь, заостряет внимание Косоренкова, нередко случается «муниципальный приступ жадности», то есть замена дешевыми и некачественными материалами и оборудованием того, что изначально было тщательно выбрано, подогнано и рассчитано. А значит, с большой долей вероятности процесс взаимодействия с приглашенными «варягами» будет протекать по версии Никиты Журавлева. «Как показывает опыт, - говорит он, - работа иностранных специалистов завершится созданием проекта на бумаге, а вот его реализацией его в дальнейшем будут заниматься наши строители. Все это, как всегда, уткнется в существующие СНИПы, так что практически каждый квадратный метр проекта придется оптимизировать. В результате получится, как в анекдоте: «я же говорил, что место не фартовое». Но даже если все пойдет хорошо, Любовь Якубовская не советует забывать о том, что любые иностранные инновации в России внедряются так же, как в свое время царь Петр внедрял картофель: - Хорошо известен факт, что множество крестьян тогда отравилось ягодами картофеля, не зная, какая часть растения на самом деле является съедобной. У организаторов (не у архитекторов, это не их работа) подобных городских проектов совершенно нет представления о том, что для того, чтобы архитектурная задумка вылилась в действительно комфортную среду, она должна сначала поселиться в умах горожан. То есть архитектурный проект должен провести как бы избирательную кампанию. Он должен быть «кандидатом» и в многократном общении с гражданами убеждать последних в своей привлекательности. А это не пара-тройка публикаций в специализированных журналах, это целый комплекс мер, в который также необходимо включить процедуру, аналогичную голосованию. У горожан должно сложиться полное ощущение, что это они сами выбрали себе новый облик города. И самое главное, этот облик должен быть им понятен и близок.

Родному ЖКХ не выжить без варягов?
© Свободная пресса