О тексте «Национальная технологическая инициатива России в руках Ирландии»

22 ноября 2016 г. на портале ИА REGNUM была опубликована статья за подписью Алины Завьяловой «Национальная технологическая инициатива России — в руках Ирландии». В ней буквально утверждается, что в рамках Национальной технологической инициативы средства государственного бюджета, предназначенные для поддержки отечественных высокотехнологичных компаний, были выведены в иностранные компании, которыми, по мнению автора, являются компании группы Транзас. Буквально говорится следующее: «А вот «Транзас» — это компания международная и находится в иностранной юрисдикции (Ирландия). Очень много воды утекло с тех пор, когда она в 1990 году была основана в Ленинграде… Если компания использует российские таланты, это еще не делает ее российской — утечка умов из нашей страны имеет разные формы». К сожалению, информация, приведенная в статье, не соответствует действительности, а сама публикация создает неверное представление у широкой общественности о деятельности компании Транзас — одной из немногих российских высокотехнологичных компаний, которая самостоятельно добилась ведущих позиций на мировом рынке и сейчас вкладывает этот опыт и свои компетенции в реализацию Национальной технологической инициативы, важной государственной программы по поддержке российского высокотехнологичного бизнеса на перспективных мировыхрынках. Главная претензия автора состоит в том, что Транзас не принадлежит российским владельцам. Это неправильное утверждение, которые иногда используют наши конкуренты в России, апеллируя к тому факту, что холдинговая компания группы находится в Ирландии, а около 20 региональных офисов, занимающихся продвижением, продажами и сервисом, в виде локальных компаний находятся по всему миру. Транзас — это российская транснациональная корпорация, которая ориентирована на работу, в первую очередь, на мировом рынке, поэтому мы используем все необходимые юрисдикции для этой работы так же, как это делают все крупные компании за рубежом и в России. Однако, владельцами группы Транзас являются российские акционеры, вся схема владения зарегистрирована как контролируемые иностранные компании, в России располагается наш R&D-центр (в Санкт-Петербурге) и больше половины всего персонала группы. Мы зарабатываем больше 75% выручки на зарубежных клиентах, имеем разветвленную сеть для продажи и обслуживания клиентов за рубежом — но Транзас принадлежит российским владельцам, практически все технологии группы разрабатываются в Санкт-Петербурге и принадлежат российской компании «Транзас Технологии». Аналогичную картину вы можете увидеть у большинства крупнейших зарубежных компаний, которые используют необходимые юрисдикции для ведения международного бизнеса: крупнейшие корпорации США, три четверти из списка Fortune 500, например, используют компании в Ирландии, Люксембурге или Нидерландах — но не перестают от этого быть американскими компаниями. Аналогично в России, большинство частных компаний из списка РБК-500 в 2015 г. зарегистрированы в зарубежных юрисдикциях. Особенно, это касается российских ИТ-компаний, за исключением тех, кто ориентирован на работу с отечественнымигосзаказчиками: Yandex, Mail. RuGroup, Qiwi, Luxoft, Acroniis — перечислять можно долго — используют зарубежные юрисдикции, поскольку они обеспечивают более удобные условия взаимодействия с иностранными клиентами, с точки зрения логистики, отчетности и корпоративного права. Структура владения и собственники, разумеется, были открыты во время экспертизы и рассмотрения проекта Транзаса в рамках НТИ, которую проводили ответственные министерства, Агентство стратегических инициатив, ОАО «РВК», а также Межведомственная рабочая группа по реализации НТИ при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России — иначе было бы странно предположить, что средства НТИ, предназначенные для поддержки российских высокотехнологичных компаний, были выделены Транзасу. Национальная технологическая инициатива — это долгосрочная программа частно-государственного партнерства, инициированная Президентом и направленная на создание условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках. Суть НТИ — найти и поддержать российские компании и научные центры, которые способны занять лидирующее положение на перспективных рынках высоких технологий в мире и тем самым создать точки роста новой экономики России, ориентированной на производство и экспорт технологий, а не сырья. Компания Транзас была основана в 1990 г. в Санкт-Петербурге и много лет является лидером на мировом рынке электронной навигации и морских симуляторов. Сейчас Транзас контролирует более 30% доли мирового рынка электронно-картографических и навигационных систем, около 25% от числа инсталляций береговых систем управления движением судов и свыше 45% мирового рынка морских тренажеров. Причем, этих позиций компания достигла самостоятельно, без государственных субсидий или государственного участия в компании, что делает Транзас одним из немногочисленных примеров действительно успешных частных высокотехнологичных компаний. Вторая претензия автора состоит в том, что комплекс продуктов Транзаса, представленный на международном рынке под названием THESIS, разрабатывалсяТранзасом за свой счет российского бюджета, о чем компания преступно умалчивает: «И вот теперь «Транзас» популяризирует свой новаторский проект и при этом ни словом не упоминает о том, что на создание современной навигационной системы и учебной сети компания получила, как пишут СМИ, миллиард рублей из российского бюджета. Если уже сейчас технологии, созданные при государственном финансировании, так легко «уплывают» из России, то чего можно ждать в будущем?» Упомянутые решения Транзас создавалза свой счет на протяжении многих лет до участия компании в НТИ: с 2013 г. компания участвует в проектах Евросоюза по выработке стандартов и средств е-Навигации — MONALISA 2 с бюджетом 21 миллион евро и STM Validation с бюджетом 43 миллиона евро. В сентябре 2015 г. Транзас на международной выставке «Нева-2015» продемонстрировал первый в мире полностью интегрированный комплекс бортовых и береговых систем, реализующий на практике концепцию e-Навигации. В феврале 2016 г. Транзас анонсировал концепцию THESIS, являющуюся прикладным воплощением е-Навигации в конкретных программных продуктах Транзаса. Хочу обратить внимание, что договор между Транзасом и РВК по данному проекту был подписан только в октябре 2016 г. — что является очевидным свидетельством того, что к разработке существующих продуктов Транзаса никакие бюджетные средства НТИ отношения не имеют. Все эти многолетние разработки, наши ноу-хау и компетенции мы вкладываем в НТИ со своей стороны — помимо еще и собственных финансовых средств: Транзас инвестирует в этот проект 321 млн руб. наряду со средствами государственного бюджета в 535 млн руб. на 2016−2018 гг. Разумеется, реализация этого проекта должна усилить продуктовый портфель и позиции Транзаса на мировом рынке — это и цель нашего бизнеса, это и цель НТИ по формированию мировых чемпионов из числа российских высокотехнологичных компаний. Однако, также благодаря этому проекту мы сможем опережающим образом внедрить в России стандарты и средства е-Навигации, что имеет важное значение для позиционирования страны в новой модели функционирования морского транспорта, дает возможность повлиять на мировые стандарты и среду е-Навигации в выгодном для нас ключе, открывает возможности создания единого пространства е-Навигации под эгидой России от Арктики до Индийского океана, от южной Атлантики до Дальнего Востока, куда будут вовлечены не только сами страны БРИКС, но и другие страны этих обширных регионов. Это и есть наша главная цель участия в НТИ — используя наш опыт работы на международных рынках, созданные компанией технологии и компетенции, создать условия для внедрения инновационных технологий и развития высокотехнологичных компаний в России, что выведет нашу страну в лидеры в морских технологиях, повысит конкурентоспособность нашего морского транспортного комплекса, положительно скажется на политическом престиже страны и потянет за собой развитие целого ряда смежных отраслей — судостроения, приборостроения и других.