Политические преференции

Новый законопроект Минпромторга, устанавливающий преференции для отечественных фармкомпаний, в последние дни его общественного обсуждения вдруг подвергся жесткой критике со стороны ряда экспертных сообществ. «Лента.ру» опросила специалистов, чтобы понять, почему инициатива, направленная на поддержку отрасли, вызвала такую реакцию. Во вторник, 29 ноября, завершилось общественное обсуждение законодательной инициативы Министерства промышленности и торговли РФ по внедрению трехступенчатой системы госзакупок. Согласно законопроекту, фармацевтические производители с наиболее глубокой локализацией получают максимальные преференции при участии в госторгах. Абсолютное преимущество при этом будет у компаний, производящих в России субстанции, причем начиная с синтеза молекулы. Если на торгах нет препаратов, произведенных по полному циклу (то есть от собственной субстанции до готовой лекарственной формы), приоритет отдается лекарственным препаратам, упакованным в РФ. Лекарства, выпущенные за границей, рассматриваются на торгах в последнюю очередь. Минпромторг предлагает ввести новые условия с 2017 года. Отечественные производители восприняли поправку с большим энтузиазмом. Однако в последние дни вдруг прозвучала критика. Сначала против инициативы выступил Экспертный совет при правительстве РФ, заявив, что «в целом поддерживает деятельность Минпромторга, направленную на развитие отечественной фармпромышленности, однако предложенные меры считает избыточными». Эксперты отметили, что локализация производства широкого ассортимента фармсубстанций экономически нецелесообразна. По их мнению, с учетом объема российского рынка себестоимость и цена закупки локальной продукции полного цикла будет выше, чем в случае приобретения субстанции у специализированной цепочки международных производителей. Иностранные компании уже сейчас не допускаются к участию в госторгах, если там присутствуют заявки от двух российских производителей — соответствующее постановление, известное под названием «третий лишний», было принято ровно год назад, 30 ноября 2015 года. Член экспертного совета при правительстве Владимир Гурдус сообщил, что в результате затраты бюджета на лекарственное обеспечение выросли, а с введением новых преференций для отечественных компаний они увеличатся еще больше. Затем высказалась общероссийская общественная организация «Деловая Россия»: принятие инициативы Минпромторга необходимо отсрочить до 1 января 2020 года. Немедленное применение ограничений для производителей, работающих с импортными субстанциями, не будет стимулирующей мерой для производителей готовой лекарственной формы к переходу на полный цикл производства, считают в организации. О том, что предложение Минпромторга требует доработки, заявила и Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП). Отечественные производители ответили, что высказанные критические замечания беспочвенны. В поддержку инициативы Минпромторга выступил, например, генеральный директор биотехнологической компании BIOCAD Дмитрий Морозов. Он подчеркнул, что поправки и помогут развитию российской фармацевтики, и будут способствовать снижению цен на препараты, что, в свою очередь, позволит обеспечить лекарствами больше пациентов. BIOCAD проиллюстрировал слова гендиректора конкретными примерами. По данным компании, в 2016 году, благодаря участию в электронных торгах биоаналогов препаратов для лечения онкологических заболеваний, начальная максимальная цена препарата полного цикла бевацизумаба снизилась на 85,5 процентов, а трастузумаба — более чем на 41 процент. Препаратами обеспечили на 14 тысяч больше больных, чем при закупках импортных препаратов. Субстанции, как биологические, так и химические (для производства традиционных лекарств), выгоднее производить в России, чем закупать за рубежом, подчеркнули в компании. При этом снижается и стоимость препарата. «Цена субстанций китайских и индийских производителей привязана не к их себестоимости, а к той цене лекарственных форм на рынках покупателей, которую производители считают обоснованной. Поэтому реально значительного снижения цены локально производимых препаратов без локального производства субстанций не будет», — подчеркивает российский биотех-производитель. С Морозовым согласны в группе компаний ГЕРОФАРМ — единственном в России производителе инсулинов по полному циклу. «Самый важный плюс этой инициативы, подтверждаемый реальной практикой закупок, — то, что вывод на рынок лекарственных препаратов, произведенных в России по принципу полного цикла, уже привел к существенной экономии государственного бюджета», — сказал «Ленте.ру» глава ГК «ГЕРОФАРМ» Петр Родионов. По его словам, в некоторых случаях цена снижается на 40 процентов от первоначальной. «Стимулируя производителей субстанции, можно добиться еще большего аукционного снижения», — уверен топ-менеджер. Предположение, что инициатива Минпромторга может привести к увеличению цены, совершенно необоснованно, поскольку цены на препараты перечня ЖНВЛП фиксируются на государственном уровне, подчеркнул Родионов. Александр Семенов, учредитель и президент АО «Активный компонент» — одного из немногих в России предприятий, производящих активные фармацевтические субстанции, в беседе с «Лентой.ру» отметил, что новый шаг Минпромторга — логичное продолжение уже существующей практики поддержки отечественных производителей. «Принятое год назад постановление "третий лишний" серьезно повысило инвестиционную привлекательность и помогло развитию российских производителей готовых лекарственных препаратов. Новая поправка нацелена на то, чтобы инвестиции приходили не только в компании, которые производят готовые лекарственные средства, но и в компании, занимающиеся синтезом активных фармсубстанций. Без этого говорить о стабильности рублевых цен и предложения именно готовых ЛП на российском рынке не приходится», — считает эксперт. Он признает, что конкурировать с индийскими и китайскими производителями дешевых и относительно старых многотоннажных фармсубстанций действительно бессмысленно. Но поправка направлена на другое. «Разработка новых молекул, выпуск современных дженериковых активных фармсубстанций, которые только что вышли или вот-вот выйдут из-под патентной защиты, — это рентабельно, как показывает история нашей компании. Мы производим более 40 позиций субстанций, и по уровню рентабельности можем поспорить и с индийскими, и с китайскими компаниями», — подчеркнул совладелец «Активного компонента». Семенов также отметил, что поддержка производства активных фармсубстанций в России на уровне государства необходима, и пока в этой области делается очень мало. В 2015 году было утверждено положение, по которому производителям субстанций возмещают 50 процентов от стоимости тела лизинга оборудования, за исключением первого взноса, а также затрат на зарплаты и клинические исследования новых фармсубстанций. Второй шаг — как раз обсуждаемая поправка к постановлению №1289. «И она вызвала такой ажиотаж!» — удивляется Семенов. По его мнению, заинтересованные в отсрочке или отмене инициативы лица очевидны. «Это компании, которые либо не очень хотят, чтобы российская фарма развивалась именно внутри страны, и заинтересованы в импортных поставках субстанций, либо те, кто опаздывает с запуском производства активных фармсубстанций или производством полного цикла, и просто хочет получить эту временную отсрочку, чтобы построить свои мощности», — говорит он. Кроме того, Александр Семенов сообщил, что ничего не знал о критическом обращении экспертов «Деловой России», несмотря на то, что сам является членом отраслевого отделения по фармации и биотехнологиям «Деловой России». «Я бы очень хотел поинтересоваться у Алексея Репика (президент "Деловой России" — прим. «Ленты.ру») механизмом работы — как происходит обсуждение и как принимаются подобные решения, если я, не самый, вероятно, последний в этой отрасли специалист, узнаю о них из СМИ», — удивляется эксперт. Сейчас он готовит соответствующее официальное письмо в адрес главы «Деловой России». Глава Ассоциации фармпроизводителей Евразийского экономического сообщества Дмитрий Чагин полагает, что попытки отсрочить или остановить введение трехступенчатой системы госзакупок — прямой срыв «майских указов» президента РФ Владимира Путина. «Есть указ президента №598 («О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» — прим. «Ленты.ру»), и в его первой статье говорится, что к 2018 году не менее 90 процентов препаратов, входящих в списки стратегически важных и жизненно необходимых, должны производиться на территории РФ. И вот начинается движение непонятной "темной силы" вокруг этого. Для меня срыв выполнения указа недопустим!» — заявил Чагин «Ленте.ру». Против введения трехступенчатой системы преференций могут выступать только иностранные фармпроизводители, считает эксперт. «Когда иностранные компании занимаются не вопросами торговли или производства, а тем, что пытаются изменить систему существующей политической стабильности Российской Федерации — это напрягает. Потому что то, что они хотят сделать сейчас, — нарушение политической стабильности в России», — уверен специалист. Он добавил, что членов экспертного совета, которые выступили с критикой инициативы Минпромторга, «следует проверить на предмет конфликта интересов и отсутствия контрактов с западными фармпроизводителями». «И мы это сделаем», — пообещал глава Ассоциации фармацевтических производителей ЕврАзЭС.

Политические преференции
© Lenta.ru