Переправа в 2,5 млрд. Бугринский мост может обрушить бюджет.

Откуда долги? Недавно суд вынес решение, что город всё-таки должен застройщику Бугринского моста ещё 2,5 млрд. Однако мэр Новосибирска Анатолий Локоть с этим не согласен – он говорит, что в городской казне лишних денег нет. Новосибирцы тоже вряд ли согласятся скинуться по 2 тысячи с носа, чтобы заплатить истцу – компании «Сибмост». Но и для компании эти деньги – вопрос выживаемости, потому что она на грани банкротства. Напомним, что история началась в 2009 году, когда проводился конкурс застройщиков. На получение контракта претендовали несколько компаний, в том числе из Москвы и Питера. Договор предусматривал смету на 18,7 млрд рублей и сроки возведения моста 1826 календарных дней, то есть пять лет. «Когда вскрыли конверт с победителем, у всех был шок, – вспоминает Игорь Салов, депутат Горсовета Новосибирска. – Конкурс выиграла компания «Сибмост», которая на 20% снизила стоимость контракта и уменьшила сроки строительства вдвое – до 2,5 года. Такие условия можно было предложить, только имея определённые договорённости. Салов считает, что технически невозможно построить столь серьёзный объект за 2,5 года, эти цифры нужны были, чтобы выиграть конкурс, хотя в принципе манипулировать сроками – вряд ли правомерно. Впрочем, никто и не собирался выполнять пятилетку за 2,5 года. Яков Самохин, председатель Новосибирского союза журналистов, напомнил новости давно прошедших дней. 30 мая 2011 г. президент ОАО «Сибмост» Альберт Кошкин докладывал премьер-министру Владимиру Путину, что работы по строительству моста через Обь ведутся по графику и объект будет сдан в октябре 2014 (а не в 2012 г., как в контракте). Более того, мэрия выдаёт авансы: первый – в 2010 году, второй – в 2012 году. Депутат Салов напомнил хронологию событий: застройщик подал иски к мэрии по поводу того, что земельные участки под строительство не были вовремя предоставлены. Мэрия особо не возражала, и решением суда сроки строительства были отодвинуты с 2012 г. на 2014 г. «Для победы в конкурсе сроки сократили, а затем при согласии мэрии вернули их к нормативным. Таким образом задача была решена, – считает депутат. – Кроме того, графиком финансирования не преду-сматривалось завершение работ в 2012 г. – на те деньги, что были выделены к тому времени, мост не построишь. Большой кредит компания взять не могла – не тот оборот». Но решить вопрос со сроками – полдела. Предстояло ещё решить главный вопрос – с финансами. Тогда-то, как считает депутат, и возникает иск на 2,5 млрд рублей за якобы несвоевременное предоставление земельных участков. Хотя в контракте об этих сроках нет ни слова. Да и 400 участков, о которых идёт речь, возведению переправы над водой не мешают. Только – подъездным путям. В то время в иске на взыскание денег от мэрии суды «Сибмосту» отказывают – один за другим. Где деньги? Последнее решение суда стало громом среди ясного неба. Если муниципалитету придётся заплатить по иску мостостроителей, это будет серьёзный удар для бюджета города, и без того дефицитного. «Бороться за 2,5 млрд мэрия готова во всех инстанциях, – отреагировал на новость Анатолий Локоть, мэр Новосибирска. – Тем более что средств на уплату компенсации нет – сумма, которую требует истец, превышает бюджет развития города более чем в два раза». С другой стороны, компания «Сибмост», против которой уже активисты проводят пикеты, без этих денег «прикажет долго жить». Все надежды на то, что выигравшая суд сторона «сжалится над городом и откажется от денег», как хочется некоторым «официальным лицам», – полная утопия. «Не надо забывать, что компания на грани банкротства, – говорит Кирилл Кузнецов, управляющий партнёр юридического агентства ЭКВИ. – Иски кредиторов к компании оцениваются в 1,5 млрд рублей, их душат банки, подрядчики». Как бы ни разрешилась эта история, она не станет прецедентом и уроком – как грамотно тратить бюджетные деньги. Между тем всё еще кипят страсти по поводу строительства уже четвёртого моста через Обь, где риски инвесторов должен прикрывать региональный бюджет. Или странные планы строительства мусороперерабатывающих заводов. «В «мусорной» концессии заложили особые обстоятельства, по которым областной бюджет должен будет платить концессионеру, – рассказывает Андрей Жирнов, депутат Законодательного собрания НСО. – Этих «особых обстоятельств» – на несколько страниц, пункты от «а» до «я», аж 36 видов. Включая даже акции протеста, затрудняющие создание объекта. Говорят, что «деньги любят тишину», а некоторые деньги любят тишину особенно. Я считаю: нужно, чтобы горожане знали, как их хотят обдурить». Почему изменили решение? Маргарита Маслова, начальник правового департамента мэрии Новосибирска: – Суд17 ноября, потратив всего 40 минут, вынес решение иск удовлетворить. Это тот же суд, который ранее иск отклонил. И та же судья. «Сибмост» не представил ни одного нового доказательства, никаких новых обстоятельств не возникло. Суть претензий строительной компании в том, что заказчик своевременно не предоставил земельные участки, в результате компания понесла убытки. Но в договоре с застройщиком вообще не были указаны конкретные сроки передачи земельных участков. Не было озвучено, какой именно из 400 земельных участков был передан не вовремя. Кстати, нашим основным аргументом в суде первой инстанции был журнал производства работ, из которого явно следовало, что ни одного дня простоя не было во всём строительном цикле.

Переправа в 2,5 млрд. Бугринский мост может обрушить бюджет.
© АиФ-Новосибирск