Владимирский троллейбус: ликвидировать нельзя сохранить!

Фото пресс-службы администрации г. Владимира То, о чём на каждом заседании буквально молил других депутатов Дмитрий Кушпита, наконец, свершилось! На этой неделе на президиуме горсовета депутаты и мэрия обсудили судьбу многострадального владимирского троллейбуса. Как снизить убытки предприятия, которое ежегодно обходится городу в десятки миллионов рублей? А, может быть, убыточное троллейбусное управление следует и вовсе ликвидировать, как были ликвидированы по экономическим причинам троллейбусы в сотнях городов мира? Так, только за последние годы троллейбусы навсегда исчезли из Шахт (2007), Архангельска (2008), Сызрани (2009), Тюмени (2009), Владикавказа (2010). В прошлом году контактные сети демонтировали в Каменске-Уральском и Кургане. В этом году сказали «прощай, троллейбус» жители Благовещенска… Да и в целом в мире троллейбус «умирает» уже давно и повсеместно вытесняется более экономичными видами транспорта. Так, в некогда самой развитой троллейбусной системе Европы – Германии – «рогатые» остались только в 3 из 78 городов. В Великобритании когда-то пользовались троллейбусом жители 48 городов. Сегодня по всему острову не ездит ни одного «траллика»! В Испании из 12 троллейбусных систем сохранилась до сегодняшних дней одна, в Италии – 12 из 58, во Франции – 3 из 34. Аналогичная ситуация наблюдается в США, где из 65 городов троллейбус удалось сохранить только в пяти (Бостоне, Дейтоне, Сиэтле, Сан-Франциско и Филадельфии). Открывая заседание президиума Совета, мэр Ольга Деева попросила вести разговор о финансово-хозяйственной деятельности «Владимирпассажиртранса» «профессионально и без популизма». Как известно, в нашем городе «спасение владимирского троллейбуса» многие политические и околополитические деятели пытаются монополизировать. В первую речь идет о партии «Яблоко». Партийцы и сочувствующие «красно-зеленых» организовали целое движение в интернете по спасению «рогатых», своими идейными вдохновителями данные товарищи называют известных в стране «яблочников» – Илью Варламова и Максима Каца. Первым на президиуме выступил сити-менеджер Андрей Шохин. Он напомнил депутатам, сколь велика социальная роль троллейбуса в городе. Именно в данном виде транспорта сохраняется самая низка стоимость проезда (17 рублей). Самые дешёвые у «Владимирпассажиртранса» и проездные. Так, пенсионеры покупают их всего за 338 рублей, школьники – за 220. Учитывая столь низкие тарифы, сделать предприятие неубыточным пока невозможно – уверен директор «Владимирпассажиртранса» Михаил Кулибаба. В прошлом году он озвучивал цифру: 29 рублей – именно столько должен стоить проезд в троллейбусе для того, чтобы предприятие вывести в «ноль». Понятно, что при таком тарифе данный вид транспорта станет полностью неконкурентоспособным. А потому городу приходится регулярно кормить свое АО «подачками» из бюджета. Только в этом году «Владимирпассажиртрансу» выдано дотаций из бюджета более чем на 46 млн рублей. Впрочем, как отметил Шохин, у многих соседей дела обстоят куда хуже. Так, в Иванове, не так давно лишившемся трамвайного сообщения, на поддержку троллейбусов выделяется по 200 млн ежегодно! В Липецке парк дотируется на четверть миллиарда! Да и во Владимире были времена, когда троллейбусное управление получало около 100 млн рублей в год. Сильнее всего по финансовому состоянию «Владимрпассажиртранса» бьёт галопирующее подорожание электроэнергии. За последний год один киловатт-час электроэнергии подорожал на 30% (с 3,63 до 4,74 рублей). – Для того и собрались, чтобы разобрать экономику вопроса и совместно с городским советом сохранить владимирский троллейбус в интересах жителей, – подытожил свое выступление Андрей Шохин. Депутаты градоначальника поддержали: ни у кого из них не возникло желания стать «могильщиком» муниципального предприятия с 60-летней историей. Депутат-единоросс Дмитрий Павлов предложил разработать «экономическую матрицу», привязав расчет бюджетных дотаций к тарифам на электроэнергию. Руководитель фракции «Яблоко» Дмитрий Кушпита предложил более радикальную меру – передать предприятие в частные руки. Тем самым депутат намекнул: мол, причины тяжелого экономического положения предприятия – в неэффективных менеджерах. А ситуацию может исправить только частник, заинтересованный в извлечении прибыли. Правда, бюджетные дотации частнику придется сохранить, но их хотя бы можно будет «заморозить». Леонид Фоменко («Единая Россия») предложил скупать по дешевке столичные троллейбусы, откатавшие по Москве по 2-3 года. Еще один депутат от «Единой России», Ирина Машковцева, поинтересовалась: почему в троллейбусах не всегда соблюдается температурный режим? Накануне в социальных сетях обсуждался курьезный случай: кондуктор троллейбуса отказалась выполнить просьбу пассажиров и включить печку, пояснив это тем, что из-за дорогой энергии руководство «Владимирпассжиртранса» якобы запретило топить салоны. А штраф за включенную печку составляет 2 тысячи рублей. Но выяснилось, что это всего лишь «утка». Хотя в некоторых троллейбусах действительно холодно, но это связано с неисправностями печек. Обсудили депутаты и режим движения троллейбусов. Так, коммунистка Людмила Бундина однажды после 20:00 прождала троллейбус более получаса! А Лариса Пышонина («ЕР») заявила, что к ней регулярно поступают сообщения от родителей, у которых дети поздно возвращаются из спортшкол и мёрзнут на остановках. Автобус им недоступен, поскольку почти у каждого в кармане проездной «Владимирпассажиртранса», который действует только на троллейбусах. Михаил Кулибаба не стал скрывать: «Вечером ездим редко – экономим, поскольку не можем позволить себе возить воздух». В итоге депутаты, члены президиума горсовета, приняли единогласное решение: продолжить поддержку единственного муниципального перевозчика, выполняющего социальный заказ города и жителей. А это означает, что в следующем году в бюджет города придётся заложить не менее 50 млн рублей на дотации «Владимирпассажиртрансу».

Владимирский троллейбус: ликвидировать нельзя сохранить!
© ТВ-МИГ