В проекте федерального бюджета, одобренного Госдумой во втором чтении, за Чечней закрепили дотации на десятки миллиардов рублей и предусмотрели для нее специальный вид финансовой помощи. Но споры о том, сколько денег давать региону, едва не превратились в детективную историю. «Лента.ру» узнала, на чем строятся особые финансовые отношения с республикой и какие расходы это влечет. «Модель бюджета, которую нам предлагает федеральный центр, неприемлема для Чеченской Республики. Мы только сейчас становимся на ноги. В республике и так много проблем», — заявил на совещании по региональному бюджету глава Чечни Рамзан Кадыров 1 ноября. И посетовал, что в республиканских школах до сих пор трехсменка, надо строить больницы, а попутно еще и «развивать основные направления экономики». Но объемы межбюджетных трансфертов регионам в начале ноября еще не были определены, поэтому «Кадыров не знает, какой объем трансфертов он получит в следующем году», отметил вскоре глава Минфина Антон Силуанов. Ситуация прояснилась в начале декабря: в Госдуме появились подготовленные ко второму чтению (и довольно быстро одобренные профильным комитетом) поправки в проект федерального бюджета. Именно во втором чтении определяется конечный вид большинства законопроектов и бюджета в том числе. Дотации региону на выравнивание бюджетной обеспеченности, согласно рекомендованному комитетом проекту, составят в наступающем году 24 миллиарда рублей. Это не предел: у некоторых российских субъектов дотация вдвое больше, к тому же для основной их массы финансирование выросло на 15 процентов. Но для Чечни предусмотрен дополнительный вид помощи — так называемый межбюджетный трансферт, на 16,4 миллиарда рублей. Это средства «на сбалансированность бюджета». И если дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности рассчитываются по жесткой формуле, то межбюджетный трансферт — менее формализованный механизм. Он предполагает выделение денег на решение тех региональных проблем, которые нельзя решить в рамках общей методики. Кроме северокавказской республики, подобные транши получает недавно прибывший из украинской юрисдикции Крым, где с нуля создается значительная часть инфраструктуры. В общей сложности дотация для Чечни достигнет 40,4 миллиарда рублей — почти столько же, сколько и в прошлом году. Для Крыма с населением почти в полтора раза больше предусмотрено около 37 миллиардов рублей. После того как были обнародованы суммы дотаций, распространилась информация, что в чеченском Минфине с цифрами не согласны. Денег все равно не хватит, заявил глава департамента отраслевого финансирования Заур Дукаев. Региональному бюджету нужны дотации не на 40 миллиардов, а на 53 миллиарда рублей. То ли подобные аппетиты не нашли понимания у руководства, то ли действительно эта информация оказалась уткой: почти сразу Дукаев от своих слов отрекся. Чиновник заверил, что такого «говорить не мог, и Министерство финансов Чеченской Республики как орган исполнительной власти Чеченской Республики отказывается от данных комментариев и считает их неверными». Пять лет назад власти Чечни, похоже, меньше нервничали по поводу бюджета. «Аллах дает. Не знаю. Откуда-то берутся деньги», — отвечал Кадыров на вопрос об источниках финансирования. Тем не менее у этих источников есть конкретные федеральные очертания. В 2000-2007 годах на Федеральную целевую программу «Восстановление экономики и социальной сферы ЧР» было заложено более 53 миллиардов рублей. Потом приняли пятилетнюю программу социально-экономического развития региона стоимостью более 98 миллиардов. В бюджете республики на поступления из федерального центра традиционно приходится более 80 процентов. Просьбы о поддержке региональных проектов — рублем и не только — поступают в адрес Москвы регулярно. Хотя в рамках ФЦП был полностью реконструирован аэропорт Грозного, регион продолжает направлять в Минтранс и Минэкономики обоснования для выделения дополнительных средств на объект. По данным «Коммерсанта», сейчас речь идет о семи миллиардах рублей на ремонт взлетной полосы, удлинение рулежной дорожки и перрона. В 2013 году глава Чечни просил у премьер-министра Дмитрия Медведева дополнительные средства на разминирование территории республики, причем объем потенциальных расходов варьировался от 10 миллиардов до 50 миллиардов рублей. Чеченские власти убеждали также не оставить без внимания и главный региональный туристический проект. Летом этого года Кадыров вел переговоры с министром экономики Антоном Силуановым о докапитализации компании «Курорты Северного Кавказа», общий объем инвестиций в которую к тому моменту достиг 18,6 миллиарда рублей. «Совершенно очевидно, что оптимизация неизбежна, — говорит о республиканском бюджете руководитель “Политической экспертной группы” Константин Калачев. — Чечне сейчас важно не только менять свои имиджевые характеристики, но и готовиться жить в условиях оптимизированного бюджета и сокращения помощи федерального центра». Под угрозой секвестра чеченские власти и в самом деле анонсировали меры по экономии — программу «Бережливый регион», основанную на европейских и японских технологиях эффективного управления бюджетными средствами. Подобный проект пытались запустить в прошлом году в Югре, но концепция до сих пор проходит стадию утверждения местным правительством. Тем временем чеченский Минфин ведет переговоры со шведской компанией «Триатлон АБ» (Triathlon) по внедрению программы «для более устойчивого развития республики», говорится на сайте республиканского кабмина. «Сложившаяся экономическая ситуация вынуждает региональные власти принимать действенные меры для оздоровления региональных финансов и социально-экономического развития региона с использованием технологий и принципов, отвечающих новым вызовам экономического положения в целом», — поясняет инициативу глава республиканского Минфина Усман Рассуханов. Проект опирается на концепцию «Шесть сигм», разработанную в корпорации Motorola 30 лет назад. В ее основе — постановка краткосрочных целей, ориентированных, в свою очередь, на долгосрочные, а также постоянное улучшение бизнес-процессов. Рассуханов говорит, что в первую очередь эти принципы будут внедрятся в региональном здравоохранении, но не конкретизирует, как именно. Экспертов такой подход немного смущает. «Внешне это выглядит хорошо, но как будет работать на самом деле?» — спрашивает замдиректора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Евгений Гонтмахер. По его словам, без конкретики и четко прописанной программы очень сложно оценивать перспективы республиканской оптимизации. Почти столь же расплывчато, как заявления об экономии, звучат реплики о росте региональных доходов. «До настоящего момента пока еще все-таки считают, что Кавказ умеет хорошо выбивать деньги, а для нас очень важно, что Кавказ умеет зарабатывать деньги, и как мы говорили — Кавказ может кормить Россию», — заверял глава Минкавказа Лев Кузнецов, отмечая потенциал развития аграрной промышленности в Чечне, но не приводя конкретных решений. Демография региона тем временем не способствует производственным успехам. В Чечне пятый год фиксируется максимальный естественный прирост населения по стране. Граждан моложе трудоспособного возраста — 34,7 процента, то есть здесь каждый третий слишком юн, чтобы пойти работать. Количество и качество собираемых налогов не особенно нравится банкам, которые далеко не всегда готовы давать республике кредиты: о недостатке заемных средств говорил и сам Кадыров. В Чечне отстроена социальная сфера, однако нет экономической базы, позволяющей получать пусть и небольшие, но все же доходы, как в других регионах, объясняет руководитель Аналитического бюро Alte Et Certe, эксперт по Северному Кавказу Андрей Епифанцев. «Любое минимальное колебание бюджета в негативную сторону сильно бьет по всем показателям. И вот это беспокоит Кадырова в первую очередь», — говорил он. Избранные от Чечни депутаты называют решение о дотациях Чечне логичным. О сокращении не могло быть и речи, ведь средства нужны для выполнения президентских поручений и обязательств перед жителями республики, подчеркивает депутат Магомед Селимханов. Эксперты тоже видят в решении определенную логику. «Естественно, реальный статус Чечни весьма специфичен. Рамзан Кадыров неоднократно говорил, что он — пехотинец Владимира Путина», — поясняет политолог Павел Святенков. Он уверен, что в результате Чечня получает «значительно большую степень автономии в ее внутренних делах, а статус руководителя региона выше, чем статус руководителя обычных российских регионов». 1 ноября, когда Кадыров говорил о неприемлемости бюджетных проектировок на 2017 год, стало известно о президентском поручении по поводу помощи северокавказским республикам. Глава государства попросил правительство рассмотреть вопрос о том, чтобы нарастить объем финансирования госпрограммы «Развитие СКФО» при обсуждении бюджета на следующую трехлетку — 2018-2020 годы. На самом деле поручение прозвучало еще на октябрьском совещании по развитию Северного Кавказа, то есть за пару недель до жесткого выступления Кадырова. К 1 ноября документ лишь формализовали и обнародовали. «Чечне пошли навстречу, и решение о сокращении финансирования отложено на год», — говорит политолог Константин Калачев. Не исключено, что республике удастся не только сохранить, но и нарастить объемы федеральной помощи — вместе с коллегами по Северокавказскому округу. «У меня есть поручение президента, в случае нашей эффективной работы мы имеем право прийти и попросить больше в 2018 году», — сообщил глава Минкавказа Лев Кузнецов. Среди задач, по которым планируется оценивать эффективность, он назвал создание новых рабочих мест, формирование хорошего инвестклимата и качественное освоение государственных средств.