В России появится сервис для разбора жалоб на интернет-магазины

Жалобы покупателей на интернет-магазины будет в упрощенном порядке разбирать саморегулируемая организация (СРО) на рынке электронной коммерции. Статус СРО сейчас оформляет Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Она создаст гарантийный фонд для расчетов с клиентами обанкротившихся магазинов и собирается бороться за "обеление" рынка, вплоть до внесудебной блокировки сайтов, скрывающих информацию о своих владельцах или торгующих контрафактом. Об этом рассказал президент АКИТ Алексей Федоров, инициативу поддержал советник президента РФ, глава совета Института развития Интернета (ИРИ) Герман Клименко. Если жалобу интернет-магазин оставил без внимания, можно идти в суд, но судебные издержки перекрывают стоимость средней покупки в онлайне, и мало кто с этим связывается. АКИТ хочет создать промежуточную площадку. На членов ассоциации приходится 40 процентов выручки, в перспективе она рассчитывает добиться обязательного членства онлайн-магазинов в СРО, сказал на вопрос "РГ" Алексей Федоров. Вход открыт всем, кто готов платить по 700 тысяч рублей в год. Малые и средние компании интернет-торговли получают в среднем по 43 жалобы в месяц, до суда доходит одна, рассказала замдиректора ИРИ Екатерина Лобанова. Исследование ИРИ показало, что большинство владельцев электронных площадок заинтересованы в разбирательстве споров третейским судом. "Любое движение в сторону защиты прав потребителя приведет к росту коммерции", - отметил Герман Клименко. В прошлом году этот рынок достиг полутора триллионов рублей, и дальше будет только расти. С ним, как снежный ком, нарастает количество конфликтов между покупателями и продавцами. Причем первые на деле далеко не всегда являются пострадавшими. К тому же, если уж дошло до суда, дело может рассматриваться по месту жительства истца, и для малых интернет-магазинов это большая проблема: их юристы летают из одного конца России в другой. В новом статусе АКИТ хочет заняться созданием нормативной базы для отрасли, начав с разработки ГОСТа. К примеру, в нем пропишут требование о наличии реквизитов компании. В России хотя бы одну продажу в месяц делают около 45 тысяч сайтов, и по большинству из них непонятно, к кому обращаться с претензиями. А после временной блокировки сразу же найдется владелец, который будет готов все рассказать, считает Федоров. Право временной блокировки могут дать Роскомнадзору. Неясным остается, что в принципе делать клиентам зарубежных интернет-магазинов, если они остались чем-то недовольны: стоимость 90 процентов заказов не превышает 1,1 тысячи рублей, и судиться по ним с организациями, находящимися в чужой юрисдикции, бессмысленно.

В России появится сервис для разбора жалоб на интернет-магазины
© Российская Газета