Игорь Караваев: "в кризисное время растет интерес к стартапам"

- Игорь Александрович, какие проекты были представлены в ходе бизнес-миссии? - В рамках данной поездки мы представляли проекты в области систем безопасности. Это досмотровые системы - установки, с помощью которых проверяют пассажиров и грузы на наличие взрывчатых и других опасных веществ. Проекты по охране периметра – это системы с сенсорами и датчиками, которые фиксируют незаконное проникновение, что актуально для стратегических объектов, например, аэропортов и вокзалов. - Во Франции были заключены договоры? - Не так быстро. Мы договорились о продолжении диалога. Речь для начала идет о французских железных дорогах и об аэропорте Шарля де Голя. Проекты, которые мы представили, уже знакомы российским аэропортам "Шереметьево" и "Внуково", региональным аэропортам, а также РЖД. По результатам общения мы увидели большой интерес к разработкам сколковских компаний. - А чем эти новые технологии особенно показательны и интересны? - Мы встречались с руководством Французских железных дорог, отвечающих за безопасность. Перед всеми, например, остро стоит вопрос защиты от террористических атак. Практика показывает, что действующие системы безопасности надо развивать. Например, места скопления людей на входе в аэропорт или вокзал. Досмотр там может происходить быстрее и более эффективно. Существующая рамочная система проверки не позволяет обнаружить все потенциально опасные источники и более серьезный контроль осуществляется уже внутри, после того как человек зарегистрировался и получил посадочный талон. Вы, наверное, замечали, что перед первыми внешними рамками часто скапливается особенно большая очередь. Наш стартап внедряет разработку, которая позволяет сканировать пассажиров непосредственно в потоке, в группе, в рамках обычного движения. То есть, люди идут сквозь большие рамки, в которые могут проходить сразу несколько человек одновременно на обычной скорости. Решение препятствует скоплению людей перед рамками, а это значительно уменьшает риски. Еще эта система позволяет обнаружить в потоке все виды взрывчатых веществ. У операторов на мониторе в динамике не только виден опасный предмет, но и понятно у какого именно человека и где на теле он находится. Далее опасного пассажира можно аккуратно изолировать. Похожая ситуация и с охраной периметра. Несмотря на заборы и системы видеонаблюдения, там также существуют уязвимости. И, естественно, службы безопасности крупнейших транспортных объектов пытаются решать эту проблему. Обратная связь от крупных международных потенциальных покупателей для наших стартапов очень важна уже на этом этапе, и позволяет обратить развиваемый продукт в тот вид, в тот промышленный дизайн, который будет востребован не только в России, но и за рубежом. Мы в "Сколково" ориентированы на то, чтобы наши стартапы выходили на международные рынки и конкурировали глобально. - А мы реально можем конкурировать глобально и успешно? - Да, реально. Но есть специфика. Например, в той сфере, о которой я рассказываю, достаточно сильно всевозможное техническое регулирование. Но в принципе, требования к подобным системам уже довольно унифицированы во всем мире. - Планируется ли ответный визит французской стороны? Будут ли приезжать французские стартапы в Россию? - Мы всегда будем рады видеть у себя в гостях любые технологические стартапы. Но на самом деле там всё происходит немного по-другому. Иностранные стартапы либо покупаются крупными компаниями, либо они создают технологию и продают лицензию, а нам некие решения продают уже крупные интеграторы. При всех больших корпорациях, таких как Phillips, Siemens и т.д. есть собственные венчурные фонды, которые все время отслеживают новые разработки. Потому что никакая крупная компания в разработке нового никогда не будет эффективнее малого бизнеса или стартапов, которые всегда более мобильные, гибкие и быстрые. Корпорации, в принципе, это или уже понимают, или начинают понимать. Суть этой модели "открытых инноваций" в том, что не надо стремиться все самим разрабатывать, надо постоянно смотреть на рынок и быстро и вовремя покупать необходимые технологические решения. Это намного выгоднее и эффективнее. Такая компания как Cisco, например, делает ряд таких приобретений ежемесячно. У них сквозной процесс мониторинга по конференциям, по выставкам. Они ищут нужные решения, быстро их покупают и эффективно интегрируют в свой бизнес. Это может быть моделью для коммерциализации ряда наших стартапов и точно является примером для крупных российских корпораций. Когда у тебя все хорошо, то заниматься этим непростым делом не всегда хочется. Когда не очень, возникает интерес внедрить что-то новое, поменять технологические процессы, улучшить производственные отношения внутри компании и, соответственно, увеличивается интерес к стартапам. Когда нефть дорогая, никто особо хай-тек стартапами не занимается. И, наоборот, инновации интереснее, когда нефть падает в цене. - Что стало главным достижением кластера ядерных, новых промышленных технологий и материалов в 2016 году? - Кластер активно развивается, нам удается даже в такое непростое время расти кратно, то есть, в разы по инвестициям и по выручке. Я думаю, что по итогам только этого года компании нашего кластера, а их более 200, привлекут около 1 млрд рублей посевных и венчурных внешних инвестиций. - Какие планы на 2017 год? - Прежде всего, мы фокусируемся на чемпионах, выделяем 10-15 компаний, где в короткие сроки возможно достижение выручки около 1 млрд руб. То есть, идет перевод стартапов с созданным в рамках поддержки "Сколково" продуктом в крепкий средний бизнес. Мы выделяем такие наиболее перспективные компании и приоритетно им помогаем с коммерциализацией. В 2017 году они должны как результат заключить крупные контракты и получить новые значимые инвестиции. Актуальная тема в нашем фокусе - промышленные роботы. Есть такое определение, как "новая промышленная революция", индустрия 4.0. На вершине такой системы - неодушевленные предметы общаются друг с другом и внешним миром. Роботы, которые общаются с помощью сенсоров и датчиков и искусственного интеллекта. Нашим важным достижением в текущем году является привлечение в качестве партнера кластера и Фонда "Сколково" мирового лидера робототехники - японскую компанию Fanuc. Компания начинает строить в "Сколково" свой инжиниринговый центр. Завершение строительства планируется через полтора-два года.

Игорь Караваев: "в кризисное время растет интерес к стартапам"
© ТАСС