Пасторальные города будущего
Индустриальная эпоха ХХ века ушла в прошлое. Гигантские промышленные здания заводов, фабрик, типографий, пустовавшие невостребованными, переоборудуют по другому профилю. Взят курс на уменьшение количества автомобилей на улицах городов.Один из теоретиков постиндустриального развития городской среды, знаменитый датский урбанист и архитектор Ян Гейл еще с середины прошлого века занялся пропагандой «зеленого» образа городов будущего. Звонок корреспондента «Вечерней Москвы» застал урбаниста в Гватемале, где Ян Гейл занимается планированием идеальной столицы. — Ян, здравствуйте! Я журналист из Москвы... — Да, привет! Вот вы меня где достали! Странно, я как раз недавно вспоминал ваш чудесный город. Москва — один из красивейших мегаполисов мира, город с огромным потенциалом развития, очень интересен с архитектурной точки зрения, и не только. Когда я впервые приехал к вам, я потратил несколько дней на осмотр центра, рассматривал улицы с разных сторон. — Что значит — огромный потенциал развития? — Есть города, в основном европейские, с узенькими улочками, плотной застройкой. Там сложно развернуться. Большинство американских городов имеют широкие улицы, которые кажутся очень удобными. Но города эти спланированы заранее, с квадратами улиц, жилыми пригородами и офисными деловыми центрами. А Москва — нечто совершенно особенное. И по внешнему виду, и по своей планировке. — Вы активный сторонник развития велотранспорта и его инфраструктуры. Возможно ли это в нашей Москве, где полгода снег и лед? — Велосипед прежде всего — это здоровье, фитнес. Это удобный и дешевый транспорт, это чистый воздух. И главное — велосипедист занимает один квадратный метр. А автомобиль — восемь. В Москве, как я знаю, есть летние велодорожки, но для всесезонности велодвижения можно создать крытые велодорожки с подогревом. Они достаточно экономичны. Подумайте только: вместо широкополосной трассы — велосипедная дорожка шириной в три метра! Все это возможно и доступно. — Вы говорите, что Москва — красавица. Можно ли сделать ее еще красивее? — Да. Прежде всего нужно продолжить заниматься реконструкцией старых зданий, сохраняя историческую часть города. При планировании многоквартирных домов привлекать дизайнеров, поиграть с красками. Я занимался городским планированием в Алма-Ате. Нам удалось облагородить этот древний город, во многом состоящий на тот момент из безликих бетонных коробок. А еще городу нужно как можно больше зелени, парков и пешеходных зон. Сады можно и нужно разбивать даже на крышах зданий. Это подарит людям больше кислорода и хорошего настроения. Города будущего станут пасторальными, с сельским духом.