Ещё

ОСК хочет вернуть аванс за «Виктора Черномырдина» 

Как выяснил «Ъ», входящее в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) ООО «Балтийский завод — Судостроение» (БЗС) подало иск в арбитраж к немецкой Nordic Yards — бывшему субподрядчику по строительству ледокола "Виктор Черномырдин". БЗС требует от Nordic Yards вернуть часть аванса в 185 млн руб., считая, что верфь не подтвердила выполненные работы. Немецкая компания утверждает, что только за простой понесла убытки, превышающие размер аванса.
Сегодня в Арбитражном суде Москвы должно пройти очередное заседание по иску Росморречфлота к ООО «Балтийский завод — Судостроение» (БЗС, входит в Объединенную судостроительную корпорацию). Агентство требовало от БЗС неустойку за срыв сроков сдачи ледокола ЛК-25 «Виктор Черномырдин». Еще в сентябре ее размер составлял около 1,2 млрд руб., но обсуждалась возможность мирового соглашения. Но, как выяснил «Ъ», часть возможной неустойки БЗС может, по сути, взыскать с немецкой Nordic Yards (до марта принадлежала Виталию Юсуфову). БЗС подал в Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при ТПП РФ иск к Nordic Yards. По данным «Ъ», истец хочет разорвать контракт на строительство надстройки к ЛК-25 и взыскать с Nordic Yards 185 млн руб. Слушания по делу состоялись 6 декабря.
ЛК-25 «Виктор Черномырдин» предназначен для работы на Севморпути, заказчик — ФГУП «Росморпорт» (в ведении Росморречфлота). Контракт на 7,94 млрд руб. был подписан с Балтзаводом в 2011 году, сейчас из-за девальвации рубля проект подорожал на 1,5 млрд руб. Судно заложили в декабре 2012 года и собирались сдать в конце 2015 года, но, по последней информации БЗС, ЛК-25 сдадут в четвертом квартале 2018 года.
В 2013 году БЗС заключил с Nordic Yards контракт на изготовление жилого блока надстройки ЛК-25 за 1,5 млрд руб., но вскоре сообщил о несоответствиях проектной документации и техпроекта, разработанного ЦКБ «Айсберг». В декабре 2013 года в письме к первому вице-президенту Nordic Yards Андреасу Амелангу (копия есть у «Ъ») гендиректор БЗС Алексей Кадилов сообщил о приостановке строительства судна и о том, что срок его сдачи «должен быть перенесен на апрель-май 2017 года». Документацию стали переделывать, Nordic Yards согласилась продолжить работы, но были изменены сроки, и цена увеличилась. В 2015 году надстройку было решено строить на БЗС — как заявляли в ОСК, это давало экономию около 1 млрд руб.. В ОСК говорили, что готовы к переговорам, чтобы «найти компромисс» с Nordic Yards, но требуют отчета по авансированным работам. В Nordic Yards отмечали, что, по контракту, «отказ от услуг подрядчика не означает, что подрядчик откажется от прав получить сумму в полном объеме, даже если работа не выполнена».
В ноябре 2015 года БЗС обратился в МКАС с требованием к Nordic Yards представить отчетность на выполненные работы. Как сообщали тогда в ОСК, без такого подтверждения может возникнуть требование к верфи о возвращении аванса. Но, по информации источников «Ъ», МКАС встал на сторону Nordic Yards и в мае отказал БЗС. В БЗС «Ъ» сообщили, что Nordic Yards отказывалась дать отчет по авансу в 223 млн руб., мотивируя это тем, что обязательства по контракту приостановлены. Также в компании заметили, что в июле 2014 года получили от Nordic Yards коммерческое предложение о возобновлении строительства надстройки — дороже на 250-500 млн руб. от первоначальной цены и с меньшим объемом выполняемых Nordic Yards работ, но без подробной калькуляции предложения. Для официального прекращения контракта и возвращения неотработанного аванса в 185 млн руб. БЗС и обратился в МКАС. «Основные доказательства убытков Nordic Yards были оправданы их накладными расходами в период простоя уже после того, как стороны договорились не исполнять контракт, но Nordic Yards попыталась компенсировать за счет БЗС все свои накладные расходы, которые понесла бы, если бы исполняла контракт», — сообщили в БЗС.
В Nordic Yards «Ъ» заявили, что с 2013 года после уведомления со стороны БЗС об односторонней приостановке контракта в течение 2,5 года содержали мощности, неся убытки за простой, и предлагали БЗС варианты возобновления работы, но «предложения были отклонены». Nordic Yards считает, что добросовестно исполняла контракт.
По словам старшего юриста бюро присяжных поверенных «Фрейтак и сыновья» Дмитрия Смольникова, традиционно в спорах по стройподряду требуется экспертиза — для оценки стоимости уже выполненных работ. Стоимость простоя, говорит юрист, можно определить как экспертизой потенциальной прибыли за период, так и представив документы о доходах за предыдущие периоды, и тогда доказывать иное должна будет вторая сторона. Господин Смольников полагает, что МКАС может и отказать в расторжении контракта, если не наступили основания, предусмотренные договором, и нет существенных нарушений ответчика. С учетом необходимости экспертизы и выяснения большого круга обстоятельств, по мнению юриста, процесс займет не менее года.
Анастасия Веденеева, Анна Занина
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео