Литовским правым привиделась «Тунгуска»
Во вторник Литву огорошила новость: в государственной железнодорожной компании «Lietuvos geležinkeliai» («Литовские железные дороги») проводятся обыски. Странным образом это событие совпало с «разоблачением» - в Комитете Сейма Литвы по национальной безопасности и обороне компанию обвинили в сотрудничестве вопреки антироссийским санкциям с российским концерном «Трансмашхолдинг» - лидером на рынке транспортного машиностроения РФ. Связаны ли эти два события, тем более, что обыски производит Служба расследования финансовых преступлений? Пару дней назад в литовских СМИ муссировалась тема зарплат руководителя «Lietuvos geležinkeliai» Стасиса Дайлидки. Кстати, ничего особенного — глава крупнейшей железнодорожной компании страны получал, как выяснилось, в среднем 6373 евро на бумаге плюс, как было подано в качестве компромата, - 3000 евро по итогам работы в 2015 году. Причем никаких коррупционных скандалов вокруг компании не было, хотя весь год страна была погружена в предвыборные коррупционные интриги — обвиняли даже премьер-министра, лидера социал-демократов Альгирдаса Буткявичюса и других руководителей партий, а железнодорожников - ни-ни. Правда, премьер успешно отбился, но над другими до сих пор висит Дамоклов меч. И вот вдруг сразу после парламентских выборов, на которых победили новички — Союз крестьян и зеленых, — в адрес «Lietuvos geležinkeliai» посыпались обвинения. Президент Даля Грибаускайте ни с того, ни с сего назвала фирму «государством в государстве». Новый премьер от «крестьян», бывший глава МВД Литвы Саулюс Сквернялис заранее выразил недовольство работой Стасиса Дайлидки, еще до своего утверждения. Новому министру транспорта (в Литве называется «министр сообщений») Рокасу Масюлису, который до того был министром энергетики и активным разоблачителем «энергетических козней России» в атомной и газовой сферах, поставили задачу: реформировать железнодорожную компанию. Как? Неясно. Но зато Саулюс Сквернялис сказал: «Я вижу огромный вызов в сфере коммуникаций, особенно, если говорить об эффективности государственных компаний, находящихся в ведении министерства, о честолюбивых проектах в сфере путей сообщения. Работая в энергетической сфере, Масюлис продемонстрировал, что эти задачи и вызовы ему по плечу». Возможно, новый премьер имел в виду именно настрой министра на дискредитацию российских проектов, его опыт выступлений против газовых и атомных проектов РФ? Но при чем тут Россия и «Lietuvos geležinkeliai»? А вот при том. Член парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне Арвидас Анушаускас, представляющий настроенную крайне антироссийски партию консерваторов, сказал агентству BNS, критикуя договор о сотрудничестве железнодорожников Литвы с концерном «Трансмашхолдинг»: «Вполне очевидно, что «Lietuvos geležinkeliai», находясь под государственным управлением, позволило себе осуществлять свою собственную внешнюю политику, таким образом проигнорировав все то, что Литва декларировала как государство». «Это свидетельствует о том, что правительство до сего времени не смогло контролировать эту компанию, а отсутствие контроля является огромной проблемой», - заявил консерватор. Видеоврез (реклама) Однако что плохого в таком сотрудничестве? Предприятия концерна «Трансмашхолдинг» производят магистральные и промышленные электровозы, магистральные и маневровые тепловозы, тепловозные и судовые дизели, грузовые и пассажирские вагоны, вагоны электропоездов и метро, рельсовые автобусы, вагонное литье и другую продукцию. Вполне естественное сотрудничество. Литва — лишь один из партнеров российского концерна, на ней свет клином не сошелся. «Трансмашхолдинг», например, заключал соглашения о партнерстве с германскими, французскими, словацкими машиностроителями. Но Литва — один из самых активных сторонников санкций против России. И Арвидас Анушаускас, оценивая сотрудничество литовских железнодорожников с российским концерном, сказал: «Это плохо, в первую очередь, по простой причине: государственная компания позволяет себе вольную интерпретацию санкционной политики в отношении России. Эти санкции действуют все же не просто так, а для того, чтобы уменьшить агрессивность России. Как известно, многие страны мира порвали с российскими военными компаниями финансовые и иные связи, так что в данном случае ситуация выглядит весьма печально». И подчеркнул: выглядит странным, когда управляемое государством предприятие стратегического значения участвует в партнерских отношениях с такими компаниями. Военными? Оказывается, Forbs утверждает, а литовская пресса повторяет: «Трансмашхолдинг» производит и зенитные ракетные комплексы «Бук» и «Тор» и пугающий Запад зенитный пушечно-ракетный комплекс «Тунгуска», темп стрельбы которого до 5 тысяч выстрелов в минуту, да еще ракетой может шарахнуть. Прав ли Forbs - неважно, ведь сотрудничество «Lietuvos geležinkeliai» не имеет никакого отношения к зенитно-ракетным комплексам. Однако для стран Балтии такие названия, как «Бук» или Тунгуска» - страшный компромат, чтобы и сомнений не было в преступных намерениях и действиях главы литовской компании. Стасис Дайлидка понял все заранее и дожидаться репрессий не стал — сразу после парламентских выборов, когда выяснился состав правящей коалиции, подал в отставку. Но обыски все равно начались. Почему? Не «Тунгуску» же закупал он у российского концерна. А вот в сделках и их суммах, наверное, и кроется реальный секрет обвинений компании в нарушении санкций и обысков. «Тунгуска» тут вообще ни при чем, тем более, что сделки, не имеющие отношения к военной технике, были совершены до событий на Украине и присоединения Крыма к России, что привело к введению санкций против нашей страны. Утверждают, что в 2012 году был подписан контракт на производство 15 локомотивов, а в 2013-м - на изготовление 10 локомотивов ТЭМ ТМХ. Всего сумма сделки составила почти 45 миллионов евро. Правда, осуществлялась она через дочерние предприятия, но это неважно, важнее — большие для Литвы суммы. Они проходили мимо тех, кто сейчас у власти. А Стасиса Дайлидку угораздило однажды сказать, что приобретать локомотивы в Европе дороже, чем в России. Не это ли реальная причина наезда на «Lietuvos geležinkeliai»? Не с той компанией сотрудничал. «Не там», где надо, проходили финансовые потоки…