Ядерная триада “захромала”: Пентагон сделал ставку на воздушную “Аврору”

Пентагон принял решение провести очередную модернизацию своего стратегического бомбардировщика B-52, который стоит на вооружении американских ВВС с далекого 1955 года, причем речь идет о том, что в Вашингтоне хотят продлить срок жизни этих машин до 2060 года. В-52 – ветеран американской стратегической авиации Согласно этому плану B-52 будут служить 90-100 лет Дело здесь не в дате разработки и принятия на вооружение первой машины данного типа - в конце концов, боевая платформа может оказаться настолько эффективной, что иметь запас прочности для дальнейшей модернизации на несколько десятилетий вперед. Проблема здесь заключается в том, что последние образцы B-52 были выпущены в конце шестидесятых годов. При этом, новая программа модернизации этого бомбардировщика предполагает не создание новых образцов, а переделку существующих машин. Поэтому на планере, чей возраст на сегодня уже равняется пятидесяти годам, будет ставиться новая авионика и бортовая техника, которая по плану должна продлить их ресурс еще на 30-50 лет вперед, что не будет иметь каких-либо прецедентов истории мировой авиации. Более того, таких прецедентов нет даже во флоте, где корабли могут служить по 50-70 лет, но до 100 лет еще не дожил ни один авианосец. Ту-95 – прямой российский аналог B-52 Ту-95 находятся в лучшем состоянии, чем B-52 Интересно, что B-52 является прямым аналогом нашего Ту-95, который также был принят в СССР на вооружение в 1955-1956 годах и до сих пор используется дальней авиацией ВКС РФ. Другой вопрос, что Ту-95 производился в нашей стране до 1992 года, из-за чего российские машины гораздо новее и технически продвинутей американских аналогов. При этом, никто в России не планирует продлевать срок их работы на десятки лет вперед, для чего российскими конструкторскими бюро уже создается новый самолет, который получил аббревиатуру ПАК ДА, что расшифровывается как перспективный авиационный комплекс дальней авиации, который должен будет заменить в ВКС РФ именно Ту-95. Стратегическая авиация деградирует в США Крылатая ракета «Томагавк» – базовая в армии США Заместитель главного редактора журнала «Арсенал отечества» Дмитрий Дрозденко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что все это говорит о фактическом развале стратегической авиации как составляющей ядерной триады США. «Дело в том, что B-52 – это прямой аналог нашего турбовинтового Ту-95 «Медведь». Обе эти машины уже достаточно старые, но в отличие от своего американского собрата у Ту-95 давно прошла не одна модернизация, а сама машина постепенно развивалась и двигалась вперед», - констатирует Дрозденко. По словам Дрозденко, ситуация по B-52 в ВВС США совсем плачевна, ведь, как бы это не было удивительно, у американцев для таких самолетов на сегодня просто не хватает деталей. «Более того, уже достаточно длительное время работа и эксплуатация этого бомбардировщика поддерживалась таким способом, до которого в нашей армии не дошли даже в период полного развала девяностых годов. Дело в том, что американцы сейчас снимают с одной машины детали и ставят на другую, поскольку иных вариантов поддерживать B-52 на плаву у них просто нет», - заключает Дрозденко. B-2 – это слишком дорогая машина, которая не отвечает современным требованиям По мнению Дрозденко, эту ситуацию делает для Пентагона тупиковой то обстоятельство, что никакой замены для B-52 у США сейчас нет и пока не предвидится. «Здесь можно вспомнить хотя бы знаменитый stealth – B-2, который в США рекламируют, как самолет XXI века, а, на самом деле, это аномально дорогая машина, которая, к тому же, имеет серьезную технологическую проблему. Дело в том, что это чистый бомбардировщик, у которого не помещаются во внутренние отсеки ракетное вооружение, способное, как нести ядерную боеголовку, так и поражать заданные цели на большом расстоянии», - резюмирует Дрозденко. В этой связи необходимо отметить, что стоимость одного B-2 составляет порядка 2 млрд долларов, а комплект его вооружения – 1 млрд, не говоря уже стоимости его эксплуатация и обслуживания. По этой причине, данная машина была выпущена небольшой серией, поскольку она оказалась очень дорогой даже для военного бюджета США. «Так что, B-2 в реальности нельзя считать полноценным стратегическим бомбардировщиком, и у США нет другого выхода, кроме как начать программу модернизации B-52», - констатирует Дрозденко. Срок боевой службы B-52 можно уже сравнивать с «Авророй» Со времен Октябрьской революции крейсер «Аврора» поменял уже несколько корпусов Впрочем, непонятно, можно ли довести срок эксплуатацию этих машин до 2060 года – крейсер «Аврора», конечно, военное судно, а не самолет, но за время музейного отстоя в Ленинграде и Санкт-Петербурге успел, как минимум, дважды поменять свой корпус. «Конечно, при модернизации самолет разбирается, а составляющие самого планера проверяются на усталость металла, но железяка есть железяка, поэтому этот срок выглядит просто нереально», - заключает Дрозденко. Тем более, уже сейчас стратегия применения B-52 серьезно изменилась и он больше не используется для ковровых бомбардировок, как во время операции ВВС США Linebacker-II во время войны во Вьетнаме, когда американцы сбросили на северную часть этой страны 100 тысяч тонн бомб и потеряли от 15 до 34 бомбардировщиков B-52. «Сейчас ковровые бомбардировщики ушли в прошлое, поскольку на сегодня такой самолет современные системы ПВО «снимут» на любой высоте, поэтому на сегодня это просто носитель для ракет», - резюмирует Дрозденко.

Ядерная триада “захромала”: Пентагон сделал ставку на воздушную “Аврору”
© ФБА "Экономика сегодня"