Сплетут новую сеть. Что останется от городского транспорта в следующем году
Под сокращение маршрутов попадут 500 транспортных средств - их водителей готовы принять к себе муниципальные предприятия, которым сегодня требуется 270 водителей и 260 кондукторов. Хоть на самолёте Не все перевозчики согласны с сокращением, ведь три года назад они выиграли эти маршруты по конкурсу и заключили договоры до 2019 и 2023 года. Но тем не менее противиться ему не планируют. «Мы смирились уже. Я считаю, что народных волнений не будет. Но посмотрите: все отдалённые посёлки обслуживают частники: Светлый, Магистральный. Муниципальному транспорту к 22 руб. добавляют ещё девять за каждого пассажира. А мы могли бы потратить их на другие цели. ЛИАЗ позволить себе не могу пока, но, если меня будут датировать, я хоть на самолёте буду возить, - обещает Иван Меняйлов, индивидуальный предприниматель. - Новый директор департамента транспорта говорит, что новый конкурс осенью будет, а у нас до 2019 и 2023 года контракты заключены по прошлому. У нас, что, плохая сеть? Её нужно просто подкорректировать. Я взял кредит, выиграл конкурс. Мне ещё два года платить. Купил 20 пазиков, а вдруг потом скажут на пароходах возить?» Отсутствие нового подвижного состава наряду с невысокой зарплатой (средняя - 24 тыс. руб.) не даёт укомплектовать штат МП «Электрический транспорт». Здесь трудятся более 420 водителей трамваев и троллейбусов. И каждый может отработать только 10 часов за день. Поэтому многие троллейбусы в шесть вечера едут в депо. 2 МАРШРУТА ОТМЕНИЛИ ТОЛЬКО НА БУМАГЕ. «Чтобы продлить работу транспорта в вечернее время, необходимо увеличить количество кондукторов и водителей на 50%. Мы стараемся хотя бы захватить час пик утром и вечером», - объясняет Сергей Ткалун, директор МП «Электрический транспорт». Чёрная дыра В мэрии считают, что особых потрясений в январе 2017-го не будет, ведь 50% машин с части 27 маршрутов уже ушли и перераспределились по другим. «На маршрутах № 6 и 8 ничего не меняется. Здесь уже два года не работают большие муниципальные автобусы, просто документацию привели в соответствие», - объясняет Игорь Кожухов, директор департамента транспорта. На маршрутах в соответствии с реестром перевозок запланирована работа 3583 машин. Специалисты департамента сравнили Омск по количеству транспорта с другими городами и уверены - нужно число автобусов сокращать. По центральным улицам должны курсировать только большие: один может провезти столько же пассажиров, как и несколько машин малого класса. «В направлении пр. Маркса - ул. Красный Путь - пр. Мира от вокзала до «Кристалла», помимо муниципального транспорта, частные автобусы малого класса едут по 11 маршрутам. У них только разные «хвостики», - объясняет Кожухов. Московские эксперты советуют Омску сделать ставку на рельсовой транспорт. «Метро - чёрная дыра омского бюджета, - убеждён Александр Морозов, старший руководитель проектов международной компании. - Ни в коем случае не нужно его достраивать в этом ужасном, оторванном от всей системы мире. Нужно интегрировать его в единую трамвайную сеть. Это самый экономичный транспорт. Основа - каркас трамвайных линий, он дополняется троллейбусами, оставшееся - автобусами большой вместимости, и там, где мало пассажиров для большого, ставится автобус малой вместимости». В Омске наоборот: тон задают автобусы, а трамвай проходит не по центральным улицам. Кстати, Омск получил от столицы в подарок пять списанных 20-летних законсервированных трамваев. Однако эти машины «моложе» имеющихся у нас. В следующем году пяти омским трамваям исполнится 30 лет. Растёт тариф 19 декабря РЭК утвердила тарифы на 2017 год для муниципальных и частных перевозчиков, работающих на маршрутах регулярных перевозок. В среднем рост составит 8,8%. Сами предприятия предлагали предельные тарифы от 35,3 руб. до 42,17 руб. за поездку, в этом случае рост составил бы 37%. В них заложили снижение пассажиропотока и покупку автобусов по лизингу на 145 млн руб. Эксперты РЭК исключили лизинг и прочие внереализационные расходы, снизили объём расхода ГСМ и шин. Стоит отметить, что власти обещают, что рост тарифов не скажется на цене билета. Повышения стоимости проезда ждать не стоит, по крайней мере до осени. От редакции. В конце очередного года чиновники, как всегда, обещают перемены к лучшему. В январе исчезнут 27 маршрутов и изменятся 25. Пойдёт ли эта оптимизация транспорта на пользу городу, станет ясно очень скоро. Перевозки по реестру Алексей Мартыненко «В реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок входят 203 маршрута, в том числе 174 круглогодичных и 14 сезонных автобусных, девять троллейбусных и шесть трамвайных, - перечисляет Алексей Мартыненко, директор департамента транспорта администрации Омска. - Муниципальные предприятия и ОАО «ПАТП-2» обслуживают 74 маршрутапо регулируемым тарифам. Коммерческие перевозчики обслуживают 114 маршрутов по нерегулируемым и 25 маршрутов по регулируемым тарифам. С 2008 года в Омске не изучался пассажиропоток. Маршруты сформированы хаотичным образом, дублирующие перегружают улицы. Омск пресыщен подвижным составом. Мы не конкурируем, а мешаем друг другу. Проходимость магистралей не позволяет работать существующему количеству автобусов. Простой по некоторым маршрутам составляет три-четыре часа. Поэтому и себестоимость большая. Проблему нужно решать принципиально». Кого датировать Виталий Путинцев «Задача муниципалитета № 1 - организация перевозок, при этом не важно, кто их будет осуществлять - муниципальные или частные предприятия. Главное, их организовать. Кроме того, мы должны определить: задача муниципального транспорта - зарабатывать деньги или скорее социальная, - считает Виталий Путинцев, депутат горсовета. - Вечерние перевозки, нерентабельные и дачные маршруты, развоз после массовых гуляний, театральных представлений. И может, нам тогда будет нужно не 800 млн руб., а 200 млн. Нельзя упрекать директоров муниципальных предприятий - им очень сложно конкурировать с частными перевозчиками, потому что у них все налоги по полной программе и, естественно, белые зарплаты. Как конкурировать с теми, у кого изначально есть преимущества - чёрная наличка, минимальные зарплаты? Мы должны решить: «нести чемодан без ручки» или определить роль муниципального транспорта в системе». Нужен скелет Сергей Костарев «На эту тему я давно и много пишу - с середины 90-х годов, когда мы совместно с лабораторией безопасности движения и профессором СибАДИ Юрием Рябоконём проводили исследования. Когда я слушаю внешних экспертов и при этом знаю, как в Омске развивается ситуация на данный момент, создаётся впечатление, что мы с остальным научным миром движемся в противоположных направлениях. Везде трамваи восстанавливают, у нас их убирают. О стратегии нужно размышлять, иначе мы и локальные проблемы не решим, и транспорт не спасём. А через пять-десять лет останемся ни с чем. На самом деле я не уверен, что общественный транспорт омичам нужен. Вполне возможно, что те 70-80% людей, у которых в семьях есть машины, скажут, что им нужны дороги пошире и парковочек побольше, что готовы отказаться от этих троллейбусов и трамваев. Я к таким людям себя не отношу, но, глядя, как они ведут себя на дорогах, создаётся впечатление: им в городе вообще ничего не нужно - все газоны и придорожные территории заняты машинами. Центр города умрёт, если мы не решим задачу ограничения доступа индивидуального транспорта. Общественный транспорт должен быть основным базовым инструментом передвижения горожан. Мы должны строить скелет, кровеносная система без него - беспозвоночное, а оно долго не живёт. Скелет, который соединяет узлы города, формируется за счёт крупного транспорта и пересадочных остановок на периферии, где понадобится малогабаритный транспорт. Надо менять систему оплаты. Я могу пересаживаться сколько угодно, если у меня будет часовой (для Омска лучше полуторачасовой) билет. Почему мы этого не делаем, я не знаю», – считает Сергей Костарев, эколог.