Ещё

Уберизация со знаком вопроса 

Уберизация со знаком вопроса
Фото: Коммерсант
Как развиваются проекты sharing economy за рубежом и в России
В США бизнес-проекты, позволяющие подрабатывать и покупать услуги других пользователей с помощью онлайн-платформ, прошли пик своего развития, считают аналитики JP Morgan. Но российский рынок sharing economy еще далек от насыщения, говорят опрошенные «Ъ» эксперты.
Онлайн-сервисы, работающие по принципу sharing economy (модель, основанная на общем использовании товаров и услуг, аренде и бартере вместо владения — например, Uber, AirBnB, TaskRabbit, Lyft и т. д.), получают тревожные сигналы. Согласно исследованию JP Morgan, проведенному в 15 крупнейших городах США, доля взрослых американцев, продававших свой труд или товары на онлайн-платформах, почти достигла 5%. Однако темпы вовлечения новых людей в такие проекты заметно упали.
Пик роста был пройден в 2014 году. Тогда количество новых пользователей этих сервисов выросло в четыре-пять раз. В 2016 году — всего в два раза. При этом стал заметен отток предложений. Больше половины участников выходит из проектов в течение года. JP Morgan отмечает, что необходимость непрерывно наращивать клиентскую базу заставляет платформы демпинговать, снижая доходы участников.
По словам вице-президента «Ростелекома» и бизнес-ангела Алексея Басова, запертые инвестиционными KPI платформы не могут найти баланс между интересами всех участников и покупают рост одних в ущерб другим. «Такой тренд существует. Более того, он будет набирать обороты», — согласен Билл Шор, управляющий директор венчурного фонда Caspian VC.
Это естественный ход событий на развивающемся высококонкурентном рынке, объясняет президент Sistema Venture Capital . «У клиента, за которого все бьются, как было 24 часа в сутках, так и остается, а сервисов становится все больше, и это продавливает цены вниз», — рассуждает он. По словам эксперта, технологии, лежащие в основе таких сервисов, несложные, они легко копируются и не требуют особых вложений. Поэтому основную ценность представляют пользовательские базы.
Все игроки это понимают и конкурируют именно на этом поле, выбрав демпинг в качестве основного инструмента борьбы. «Они сделали выбор в пользу роста пользовательской базы, а не исполнительской, отсюда следует логичное сокращение дохода и жизненного цикла последних», — констатирует господин Катков. В России аналогичную ситуацию можно наблюдать в части уберизации такси, полагает он.
Однако эксперты не считают, что эта тенденция угрожает будущему крупных проектов, таких как Uber. «Уже сейчас Uber использует беспилотные автомобили. В перспективе 10–15 лет роботы могут полностью вытеснить людей из этой сферы», — считает Билл Шор. Это повысит рентабельность бизнеса, считает он, добавляя, что обществу следует готовиться к этим переменам.
То же ждет нас и в других отраслях, соглашается управляющий партнер Target Global . «Мы уже который год слышим от местных таксистов, что работать невозможно: стоимость поездки предельно низкая, тарифы практически не изменились, несмотря на значительное падение рубля, но при этом водителей меньше не становится и никаких проблем с предложением не наблюдается», — отмечает он.
Впрочем, механизм работы компаний-агрегаторов на развитых и развивающихся рынках требует отдельного изучения, обращает внимание инвестиционный менеджер . В странах, где экономика стагнирует и доходы не растут, тенденция может быть прямо противоположной. Люди могут активнее искать источники дохода в бизнесе -платформ, благодаря чему инвестиционная привлекательность этого сегмента будет расти, говорит он.
«За sharing economy стоит серьезный социальный феномен, когда люди отказываются от того, чтобы владеть чем-либо физически в пользу того, чтобы просто пользоваться, — продолжает господин Королев. — Они все чаще «арендуют» музыку, кино и книги в сервисах типа iTunes, а не покупают CD, все чаще арендуют квартиры, а не покупают в ипотеку, и даже на рынке моды молодежь уже тестирует идею одеваться «в аренду», чтобы не выбрасывать наскучившую одежду».
Действительно, растет отток людей с платформ-агрегаторов. Но речь идет об оттоке их как «поставщиков», а не покупателей. Например, они находят постоянную работу и перестают искать случайных клиентов на свои услуги, замечают во ФРИИ.
В России компании sharing economy находятся на начальном этапе своего развития и пока не конкурируют за людские ресурсы, считает Алексей Милевский, инвестдиректор . «В целом российский рынок еще далек от насыщения», — продолжает венчурный инвестор и гендиректор OneTwoTrip . С учетом низких уровней доходов и зарплат в частном и госсекторах ситуация в некоторых сегментах еще долго будет оставаться противоположной западной.
Роман Рожков
Видео дня. Возместят ли компании расходы сотрудникам на «удаленке»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео