Дмитрий Набокин: Ускоренно проходим этапы эволюции

Подводя итоги уходящего года, префект ТиНАО Дмитрий Набокин искренне пожелал, чтобы новые округа оставались аграрными, и посоветовал москвичам, принимающим участие в публичных слушаниях, сохранять спокойствие.— Наверное, вы, Дмитрий Владимирович, неоднократно отмечали, как преобразилась столица благодаря программе «Моя улица». Как думаете, будут ли жители Новой Москвы ходить по таким же красивым тротуарам, как в центре? — Я на это надеюсь. Но понимаю, что такая красота у нас появится не скоро — программа «Моя улица» до присоединенных территорий пока не дошла. Но это не значит, что ТиНАО не благоустраиваются. Четыре года назад, с расширением столичных границ, мы получили депрессивные земли: во дворах — самодельные лавочки, погнутые качели. Никаких парковочных карманов — машины ставили кто где горазд, проваленный асфальт. Да и дворов как таковых не было. Не было даже четкого межевания участков. Можно сказать, что в 2012-м мы пришли на территорию уровня 1995 года. НОГИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СУХИМИ — Но теперь же все изменилось? Во что вылились работы по благоустройству протяженностью в четыре года? — Нужно понимать, что новые округа проходят этапы эволюции в ускоренном режиме. Путь преобразования старой Москвы, который длился двадцать лет, мы преодолеваем всего за четыре года. На первом этапе благоустройства главной задачей было, образно говоря, обеспечить жителям «сухие ноги». Чтобы люди могли передвигаться по дворам и улицам по сухому асфальту, чтобы им было где оставить машину. Я помню, в центре поселения Мосрентген, например, были проблемы с качеством дорог. И такая картина — обычная в Новой Москве образца 2012 года. Сейчас, конечно же, все по-другому. — Какая же сегодня стоит задача? «Сухие ноги» жителям обеспечили, что теперь? — Мы привели в должный порядок большую часть дворов и улиц. Задача, которую мы ставим перед собой сейчас, — завершить комплексное благоустройство с циклом в пять лет на всей территории. Это значит сделать все необходимое и только через пять лет снова вернуться «на места», чтобы, образно говоря, подкрасить-подлатать. Результат, который мы сейчас видим на центральных улицах города, — это итог формирования, а потом усовершенствования стандартов благоустройства в Москве. Эти стандарты менялись, оттачивались и вполне логично оформились в современную концепцию комплексного благоустройства территории. Да, не по программе «Моя улица», но поселения и городские округа преображаются. Ведь что входит в понятие комплексного благоустройства? Не только установка ярких и безопасных детских и спортивных городков, а еще и ремонт фасадов, организация парковочных мест и тротуарной сети, причем в тех местах, где удобно ходить жителям. Многие улицы в ТиНАО попросту создавались заново. Возьмите хотя бы улицу Центральную в Коммунарке — сейчас она носит имя Монаховой. Когда-то это был тупик, с островками старого асфальта, облезлыми фасадами домов. А посмотрите на нее сейчас: ровное покрытие, освещение, бордюрный камень, парковочные карманы, фасады старых зданий ничем не отличаются от новых фасадов. — Застройщики, которые инвестируют в Новую Москву, не создают проблем, соответствуют новым стандартам? — Важно, что изменился подход самих застройщиков к благоустройству территории. На новые округа распространились московские стандарты для новостроек. Если раньше часть области, которая позже стала Новой Москвой, в плане строительства представляла собой так называемые спальные мешки — кругом понатыканные дома, без инфраструктуры рядом и подъездных дорог, то теперь все по-другому. Застройщики понимают, что они существуют в условиях серьезной конкуренции, и делают ставку именно на благоустройство новых жилых комплексов и создание в них социальных объектов. В борьбе за покупателя они заманивают его самыми разными благами — и это хорошо. Ну и кроме всего прочего, обеспечивая новые микрорайоны всеми необходимыми удобствами и социальными объектами, они повышают капитализацию продаваемого жилья. Взять хотя бы поселение Московский. Раньше это был, если можно так сказать, набор многоэтажек с дешевыми квартирами, которые мало кто хотел покупать. Ни нормальных дорог, ни социальных объектов рядом. Жить в этом месте было неудобно. Сейчас же все по-другому. В новых микрорайонах есть необходимые социальные объекты, к ним удобно добираться пешком и на машине. Спрос на квартиры в Московском сейчас значительно вырос. Новые микрорайоны в ТиНАО больше не те места, куда люди приезжают поспать после работы. Здесь приятно гулять в выходные, есть парки, площадки, торговые центры и другая полезная инфраструктура. Для Новой Москвы тот уровень благоустройства, на который мы сейчас вышли, — это безусловный успех. ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО — Если уж вы заговорили об успехах, как оцените уходящий год в целом со стороны достижений и плюсов? Скажем, по десятибалльной шкале. — Мне кажется неправильным ставить какие-то баллы. Хороший был год, хороший. Мы много добились. Все было в этом году — и эмоции, и переживания, и удачи. Впрочем, как и всегда. А следующий год будет еще лучше, вот увидите. — А есть ли срочные дела, которые требуют завершения именно в этом году? — Надеюсь, что мы до конца года примем поликлинику в Воскресенском. А еще хотелось бы открыть школу в Сосенском. — Значит, к следующему учебному году в ТиНАО будет еще одна школа? — Нет, уже к третьей четверти этого. Если, конечно, все пойдет по плану. — Дмитрий Владимирович, а трудно было? Когда пришлось напрягать все внутренние резервы? Или год выдался спокойным? — Год выдался разным. Конечно, были моменты, когда захлестывали эмоции, были сомнения. Но разве без этого обходится хоть один рабочий процесс? — А если бы была возможность повернуть время вспять и изменить принятые решения, поступить по-другому, воспользовались бы ею? — Честно сказать, да. Были сложные ситуации, проблемы. Но с другой стороны, не это главное. Главное, что в чистом остатке решения были приняты и дела были сделаны. И все — конструктивные. — Ну а, скажем, встречи с жителями не вызывали «острых ощущений»? — Встречи с жителями — это диалог, который временами заостряется. Но жители учатся вместе с нами смотреть в будущее, анализировать. Сейчас уже не задают вопросов «зачем нужна дорога». Интерес повернулся в сторону разъяснений управлением домов, начисления коммунальных платежей и подобным прикладным вопросам. Ситуаций, когда сначала все настаивали на установке вдоль центральной улицы шумозащитных экранов, а потом поняли, что это неэстетично и разрывает городское пространство, практически нет. — Сейчас в Москве проходят публичные слушания по новым правилам землепользования. Проходят весьма оживленно. Много дебатов, споров. Вы как префект округов, которым уже раз довелось пережить массовые обсуждения проектов территориальных схем, что можете посоветовать коллегам из других округов, да и их жителям тоже? — Относиться к этой процедуре спокойно. Публичные слушания — это нормальный процесс. Часто он нервный, эмоциональный. Но нужно понимать главное — в перспективных проектах заложена возможность строительства. Это не значит, что в каком-либо месте будет построена дорога. Это значит, что при необходимости, через 20 лет ее можно будет там построить. ВЕЧНАЯ СТРОЙКА ИЛИ РАЙ ДЛЯ ФЕРМЕРА — Вообще у Новой Москвы большой строительный опыт. Чего в нем больше, хорошего или плохого? — Большая стройка часто сопряжена с неудобствами. Особенно если речь идет о крупных проектах. А в этом году такие есть. Это в первую очередь реконструкция Калужского шоссе, начавшаяся благодаря поручения мэра Москвы Сергея Собянина. Хочу подчеркнуть, что масштабность этой стройки не только в ней как таковой. Здесь проделана и проделывается огромная работа по переносу и прокладке инженерных сетей под полотном дороги. Одновременно вдоль Калужского шоссе тянут водовод — трубы, по которым в наши округа будет подаваться питьевая вода из старой Москвы. В ТиНАО с питьевой водой ситуация обстоит не очень хорошо, поэтому вода из центра положение поправит. — Значит, если я вас попрошу назвать знаковые строительные объекты этого года, вы в первую очередь назовете Калужское шоссе? — Да, его. Реконструкция разгрузила эту дорогу и увеличила пропускную способность, а значит, и доступность Новой Москвы к старой. Вы не поверите, но когда я прорываюсь на работу через пробки, навигатор прокладывает путь объезда через Калужское шоссе. — А станции метро? Они ведь тоже в списке важных объектов года? — Про метро разговор особый. Все мы понимаем, что метро делает столицу столицей. Приход в ТиНАО метро мгновенно увеличил капитализацию прилегающих к станциям территорий. Метро в Новой Москве пользуется огромное количество жителей. Только через парковку у станции «Саларьево» ежедневно проходит 3 тысячи машин. Конечно, метро нужно и важно. Но когда станции открылись, всплыли новые задачи — сделать их доступными для прилегающих районов. Много было сделано для этого — правильные пешие маршруты, благоустройство территории. Эти сопутствующие задачи оказались не менее важными, чем строительство самой подземки. — Вы, кстати, не думаете, что на Новую Москву повесят ярлык «вечной стройки»? Пока она воспринимается все больше как аграрная. — Надеюсь, этого не произойдет. И потом, большая стройка идет ближе к МКАД. Дальше от кольцевой и меньше урбанистики. А ярлык аграрной местности — это хорошо. И пусть ТиНАО развиваются в этом направлении. В этом году у нас появились новые фермерские хозяйства, открылись магазинчики, где фермеры продают молоко, мясо, яйца и сметану. У нас много мини-отелей в лесу. И они пользуются спросом. Уже сейчас нет свободных мест на период новогодних каникул. — Может быть, посоветуете, куда съездить в праздники в новых округах и где можно хорошо отдохнуть? — Съездите в усадьбу «Остафьево». Это особое место с особой атмосферой. А еще на окружной новогодний праздник. В этом году мы будем проводить его в отдаленном поселении, в Воронове. — Раз уж мы заговорили про Новый год, до которого осталось всего несколько дней, что бы вы пожелали жителям Новой Москвы накануне праздника? — Хочу пожелать капитализации их жилья. Пусть наши округа становятся уютнее и современнее, и это повышает привлекательность территории на рынке.

Дмитрий Набокин: Ускоренно проходим этапы эволюции
© Вечерняя Москва