Сложный високосный
Уходящий 2016 год не запомнится как время ярких прорывов. Тем не менее в экономике России, и в корпоративном секторе в частности, наметились определенные тенденции, которые продолжат в дальнейшем влиять на деловой климат в стране. «Лента.ру» в течение года следила за происходящим с российским бизнесом и выявила основные тенденции. Макроэкономические условия, оказывавшие влияние на российский бизнес в течение 2016 года, нельзя назвать серьезно негативными, однако и существенно благоприятными их не назовешь. Главный индикатор, на который эксперты традиционно обращают внимание, когда говорят о российской экономике, — цены на нефть — благоволили российскому бюджету, до сих пор получающему значительные поступления от экспорта черного золота, демонстрируя в течение года планомерный рост. Так, за год цена эталонного сорта нефти Brent выросла с 27,79 долларов за баррель до 55,54 долларов, то есть фактически удвоилась. На курс рубля данное обстоятельство оказало положительное воздействие, и вопреки прогнозам, которые многие давали в 2015 году, за год российская валюта не только не упала, а наоборот — укрепилась по отношению к доллару на 20 процентов. Эффект от этого оказался двояким: с одной стороны, бюджет получил дополнительные доходы, которые потом трансформировались в том числе и в субсидирование отраслей, испытывающих сложности; с другой — преимущества экспортеров сырья, являющихся крупнейшими российскими работодателями, несколько снизились, так как сильный рубль неизбежно сказался на их рублевой выручке, в которой они рассчитываются с контрагентами и сотрудниками внутри страны. Тем не менее в 2016 году сохранился главный негативный фактор — санкции западных стран против российской экономики, основными из которых являются ограничения для отечественных компаний кредитоваться за рубежом, а также невозможность привлечения инвестиций из развитых стран, поддержавших политику США и Евросоюза в отношении России. Сохранение санкционного режима осложняется еще и тем, что за годы сотрудничества с мировыми финансовыми центрами российские компании нарастили существенную долговую нагрузку (около 700 миллиардов долларов), а пик платежей по корпоративным долгам приходится на следующий 2017 год. С учетом невозможности перекредитоваться за рубежом отечественным компаниям придется выплачивать долги самостоятельно. Соответственно, в течение последних двух лет корпорациям приходилось готовиться к «часу икс» и запасаться деньгами для выплат. Насколько это получилось — покажет следующий год. Но нет худа без добра. Санкции породили процесс импортозамещения. Пока он не демонстрирует значительных успехов, однако это связано не столько с тем, что в России нет товаров, которые можно продавать, сколько с тем, что до сих пор не удается выстроить связи между производителями сырья, комплектующих, конечного товара, а также ретейлом таким образом, чтобы отечественная продукция могла конкурировать с зарубежной не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Тем не менее процесс идет. И главным успехом 2016 года можно назвать существенно возросший объем экспорта сельскохозяйственной продукции (в частности, пшеницы). Кроме того, активизировались продажи конечной продукции на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (продукты питания, продукция машиностроительного комплекса). Если эта тенденция сохранится, со временем, будем надеяться, мы сможем говорить о том, что Россия слезла с нефтяной иглы и может производить не только сырьевые товары. В нефтяном секторе одним из самых громких событий не только для российского, но и для мирового рынка стала продажа «Роснефти» 50,08 процента акций «Башнефти» за 329,7 миллиарда рублей. Далеко не все участники рынка верили в успешную реализацию сделки, однако она была закрыта в октябре. На следующий день после закрытия сделки «Башнефть» возглавил вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин. Александр Корсик, который занимал этот пост с 2011 года, досрочно ушел в отставку. Совет директоров компании также полностью сменил правление, назначив на освободившиеся места менеджеров «Роснефти». В 2016 году «Роснефть», помимо сделки по покупке «Башнефти», стала главным участником еще одного знакового события. 16 декабря глава «Роснефти» Игорь Сечин сообщил президенту России Владимиру Путину о перечислении в бюджет денег от продажи 19,5-процентного пакета акций компании консорциуму международных инвесторов в составе Суверенного фонда Катара и трейдера Glencore. Приобретение ценных бумаг профинансировано за счет собственных средств инвесторов и привлечения банковского финансирования. Собственный капитал инвесторов в компании-приобретателе составил 2,8 миллиарда евро. Основным кредитором консорциума вместе с рядом банков выступил Banca Intesa Sanpaolo. Эту продажу эксперты назвали крупнейшей приватизационной и стратегической сделкой 2016 года не только в отечественном нефтегазовом секторе, но и на мировой нефтегазовой арене. К тому же, отмечали аналитики, она примечательна не только своим масштабом, но и тем, что стала абсолютной неожиданностью для рынка и даже для США, где в связи с режимом санкций (в том числе в отношении «Роснефти») за сделками российских нефтегазовых компаний следят очень внимательно. До последнего момента обстоятельства продажи сохранялись в тайне, что, по словам экспертов, во многом позволило избежать ее блокирования со стороны США и ЕС. В ходе большой пресс-конференции 23 декабря президент России Владимир Путин сообщил, что от продажи «Башнефти» и 19,5 процентного пакета акций «Роснефти» российский бюджет получил примерно 1,1 триллиона рублей. Президент также подчеркнул, что деньги в бюджет России за приватизацию «Роснефти» уже перечислены в полном объеме. В газовом сегменте российского ТЭК главная сенсация случилась в декабре 2016 года: дочерняя компания «Газпрома» South Stream Transport B.V. подписала контракт с компанией Allseas Group S.A. на строительство первой нитки морского участка газопровода «Турецкий поток» с опционом на укладку второй нитки. Это событие стало одним из важнейших в секторе и свидетельствует о том, что проект, к которому многие относились скептически из-за резкого ухудшения отношений между Анкарой и Москвой, похоже, имеет все шансы на реализацию. Компания Allseas приступит к укладке первой нитки газопровода во втором полугодии 2017 года. Обе нитки будут введены в строй до конца 2019-го, объявил в декабре глава «Газпрома» Алексей Миллер. В российском холдинге также сообщили, что в 2016 году планируют инвестировать в реализацию проекта «Турецкий поток» более 38 миллиардов рублей. Межправсоглашение по реализации проекта «Турецкий поток» Россия и Турция подписали 10 октября. Документ предполагает прокладку по дну Черного моря двух ниток магистрального газопровода мощностью 15,75 миллиарда кубометров каждая. По одной нитке газ будет поставляться на турецкий рынок, по второй — транзитом через Турцию в европейские страны. Из ретейлеров лучше всего себя чувствовали продуктовые сети. Несмотря на снижение потребительской активности, этот год оказался для них в целом успешным. По мнению экспертов, формат «магазина у дома» по-прежнему популярен у покупателей: в кризис многие предпочитают такие магазины походам в гипермаркет. Очевидно и то, что двигателем торговли в магазинах становятся промоакции. Согласно исследованию компании Nielsen, покупки по специальным предложениям со скидкой совершают около 50 процентов россиян, а 45 процентов стали чаще пользоваться такими предложениями в последнее время. Директор Nielsen по маркетинговым вопросам Марина Ерскова говорит, что покупки по промоакциям являются нормальным рациональным выбором потребителя, которые старается уменьшить расходы на необходимые для него и его семьи товары. Активно растут и продажи товаров через интернет. В этом году каждый четвертый житель России в возрасте от 16 до 55 лет совершал покупки онлайн. Годом ранее интернет-покупателем был лишь каждый пятый, отмечается в «Исследовании аудитории онлайн-покупателей в России» «Яндекс.Маркета» и GfK. Однако рост по-прежнему идет в основном за счет зарубежных продавцов, а доля потребителей, которые делали покупки в российских интернет-магазинах, напротив, сократилась. Поэтому непродуктовый ретейл в стране в этом году просел. Показатель за первый квартал 2016-го красноречив: по данным Росстата, оборот розничной торговли упал на 5,7 процента по отношению к аналогичному периоду 2015-го. Итоги календарного 2016 года, представленные Deloitte, выглядят чуть лучше: оборот розничного рынка вырастет «аж» на 1 процент. Но это в рублях, в долларовом же выражении он по-прежнему снижается, в этом году — на 7 процентов. Тем не менее инвесторы видят в непродуктовом ретейле потенциал роста. Так, в конце года стало известно, что группа «Сафмар» Михаила Гуцериева приобретает сразу две крупнейшие сети гипермаркетов техники и электроники — «М.Видео» и «Эльдорадо». Развитие рынка авиаперевозок всегда привлекало повышенный интерес публики в силу того, что более быстрого и комфортного способа передвижения человечество пока не изобрело. В России 2016 год из-за проблем в экономике не благоволил любителям воздушных путешествий. Хотя цены на перелеты росли незначительно, а на некоторых направлениях даже снижались, это не спасло положения — спрос по-прежнему оставался низким. Прекращение полетов в Турцию, Египет и на Украину лишило авиакомпании как минимум четверти международного трафика и внушительной части доходов. Не помог уход с рынка даже такого крупного игрока, как «Трансаэро» — пассажиров быстро «разобрали» другие перевозчики, и к концу года положительное действие этого фактора было исчерпано. Впрочем, по общему мнению отраслевых экспертов, «эффект Трансаэро» помог избежать других банкротств на рыке авиаперевозок, а падение трафика в 2016-м благодаря этому оказалось не слишком драматичным (Минтранс ожидает снижения всего на два процента). Заметных событий на российском авиарынке за год не произошло, если не считать заявления менеджмента «Трансаэро» о создании новой авиакомпании, которое пока не воплотилось в жизнь. Очередную ложку дегтя в несладкую жизнь авиаторов добавила политика. Под Новый год Россия не поделила небо с Таджикистаном из-за спора вокруг статуса аэропорта Жуковский. Незначительный на первый взгляд конфликт может привести к прекращению авиасообщения между странами. На практике все эти факторы означают, что отечественные авиакомпании в 2017 году продолжат экономить, а пассажиры — активнее летать лоукостерами и доплачивать за все подряд, от возможности выбрать место в салоне до питания на борту. Российский авторынок в течение года продолжал снижаться, однако под конец года падение замедлилось, а в ноябре впервые с 2014 года он показал небольшой рост — 0,6 процента. По словам министра промышленности Дениса Мантурова, снижение спроса по сравнению с 2015 годом составило 10 процентов. По итогам года авторынку удалось удержаться на пятой строчке европейского рейтинга. Это позволяет говорить о том, что пик кризиса преодолен, однако восстановление авторынка, по словам экспертов, займет не один год и потребует определенной перестройки отрасли. Кроме того, в уходящем году отечественные производители продолжили ориентироваться на внешние рынки. Спроектированные в расчете на выпуск 3,2 миллиона автомобилей в год российские автозаводы потеряли 40-45 процентов загрузки с начала кризиса. А государственные программы стимулирования отрасли, несмотря на их эффективность, не способны вернуть продажи внутри страны на докризисный уровень. В результате автопроизводители вынуждены искать счастья за рубежом. Для «АвтоВАЗа» этот год оказался неудачным: потеря ключевого рынка Казахстана и общее падение авторынков СНГ привели к снижению экспортной выручки на 45 процентов. Однако завод сумел нарастить продажи в Европе и приготовился к полномасштабному реваншу в будущем году. Для повышения конкурентоспособности свой продукции «АвтоВАЗ» взял курс на замещение импортных запчастей. Еще год назад у «КамАЗа» доля рынка в СНГ составляла 70 процентов, а в странах дальнего зарубежья — 25 процентов. По итогам 2016 года соотношение поменялось на 30/70 процентов. Группа «ГАЗ» в 2016 году вышла на рынки Боливии, Монголии, Кубы, Туниса, Ганы и Мадагаскара. Ульяновский автозавод заключил контракт с парагвайским дистрибьютором Perfecta Automotores. В дальнейшем компания намеревается закрепиться на всех крупных рынках Азии и Латинской Америки. В 2016 году продолжилась тенденция ухода с рынка нишевых автомобилей и брендов, а также замещения импортных автомобилей местными. Бал правят все тот же «АвтоВАЗ» (238 тысяч проданных машин), корейские Kia (136 тысяч) и Hyundai (131 тысяча) — последние изо всех сил тормозят рост цен на свою продукцию ради повышения доли на рынке. В результате Hyundai Solaris (82 тысячи проданных машин) стал первой в истории отечественного авторынка иномаркой, обогнавшей по популярности продукцию «АвтоВАЗа» — Lada Granta (79 тысяч).