Опрос: российские компании переходят к системе премирования сотрудников в привязке к KPI
Журнал «Деньги» провел опрос 30 крупнейших по капитализации российских компаний о том, будут ли у рядовых служащих премии в этом году? В большинстве случае ответ на этот вопрос станет известен только в первом квартале 2017 года. «Премии за год выплачиваются сотрудникам, включая топов, с учетом ключевых показателей эффективности работы (KPI) подразделений и компании в целом. Соответственно, решение по премированию за 2016 год будет приниматься после подведения итогов работы за год»,— пояснил топ-менеджер одной из компаний. Активный переход российских компаний к системе премирования сотрудников в привязке к KPI — это, пожалуй, самый заметный тренд уходящего года. В компаниях, где такие системы были, их углубляют, а там, где их не было, стараются максимально быстро внедрить. Идея KPI не новая. «Но де-факто на рынке это было в микроскопических размерах. Премия воспринималась как некая постоянная составляющая доходов»,— говорит Иван Кузнецов, представляющий Superjob. А сейчас компании все настойчивее распространяют систему KPI вниз, на рядовых сотрудников. Несколько лет назад консультанты только пугали этим, а теперь это реальность рынка труда. «Я помню, как в 2008 году оценивал штат PR-подразделения одной финансовой компании и поражался — восемь человек, из них двое работают, а остальные получают зарплату, причем выше рынка»,— рассказывает господин Кузнецов. Сейчас эти люди, получавшие 200 тыс. руб. в месяц, попадая на рынок, неожиданно выясняют, что им и 60 тыс. руб. никто не предложит. «Понятие “тринадцатая зарплата” — ругательное на HR-рынке. Это уравниловка, и практически все компании пытаются отказаться от идеи годовой премии для всех подряд рядовых сотрудников. И все больше используются квартальные и ежемесячные премии»,— рассказывает партнер «Экопси консалтинг» Григорий Финкельштейн. Подробнее о годовых премиях и бонусах читайте в материале журнала «Деньги» «Бонус из прошлого».