Войти в почту

В Челябинске обсудили будущую схему пассажирских перевозок В администрации Челябинска прошли публичные слушания по проекту новой маршрутной сети города. Согласно документу, ее предлагают увеличить на 22% (до 420 км). В документ заложен рост доли перевозок на электротранспорте (на 18%) за счет снижения автобусных. Пассажиропоток будет перераспределен за счет частичной смены категорий транспорта, в том числе маршруток (станут автобусами малой вместимости). Доля их перевозок будет снижена с 70 до 25%. Эксперты заявляют о невозможности реализовать подобный проект из-за слишком большой доли нелегальных перевозчиков. Их доходы составляют порядка 7 млрд руб., а у муниципальных — всего 1,5 млрд руб. Действующая схема маршрутной сети Челябинска была разработана в 2010-2011 годах и из-за высоких темпов строительства жилья и автомобилизации города нуждалась в корректировке. Контракт на разработку новой схемы получил Челябинский институт генерального плана и транспорта (ЧИГПТ). По словам сотрудника института Петра Телицина, разработчики проанализировали действия 109 легальных пассажирских маршрутов, которые в год обслуживают 397 млн человек. Выяснилось, что на долю трамваев приходится лишь 12% пассажиров, троллейбусов — 8%, автобусов — 10% и маршрутных такси — 70%. Для расчетов был взят прогноз, согласно которому население Челябинска к 2020 году составит 1,25 млн человек. Приоритетным видом транспорта в концепции указан электротранспорт. К 2022 году число перевозок на нем предполагается увеличить на 18,2% (долю троллейбусных — на 11%, трамвайных почти на 7,1%). Этих показателей специалисты ЧИГПТ рассчитывают достичь за счет сокращения числа перевозок на автобусах (с 80% до 62%) разной вместимости, в том числе и маршрутных такси. Маршрутки при этом, согласно последним изменениям в ФЗ-220, фактически будут отнесены к автобусам малой вместимости. Перевозки на них должны сократиться с нынешних 70,8% до 25,3%. Сейчас в городе, по данным администрации, 1,5 тыс. маршруток, из которых — 200 нелегальные. Проект предполагает, что перевозить жителей города будут 420 малых автобусов, 276 — средних, больших — 219, столько же троллейбусов и 245 трамваев. Согласно проекту, число остановок общественного транспорта будет увеличено с 480 до 516. Общая протяженность маршрутной сети вырастет на 22 % — с 344 до 420 км. «Проектом предполагается строительство новой трамвайной ветки по улице Овчинникова. К кардинальным изменениям троллейбусной сети относится и ее продление до Чурилово, а также прокладка новой ветки до улицы Академика Королева, где намечено строительство конечного узла. Ликвидируются 12 маршрутов, в том числе автобусных. Однако появятся и три новых. Один из них (№100) будет курсировать от поселка Западный (Залесье) до железнодорожного вокзала. Автобусный маршрут №47 соединит Чурилово и ЧМЗ», — рассказал Петр Телицин. Разработчики проекта заявили, что им не удалось прийти к равному соотношению перевозок частным и муниципальным транспортом. На последний будет приходиться 40%. Глава управления транспорта Владимир Алейников затруднился уточнить показатели прибыли частных перевозчиков, сославшись на коммерческую тайну и непрозрачную отчетность этого бизнеса. Муниципальный транспорт, по его данным, ежегодно зарабатывает порядка 1,5 млрд руб. По оценкам присутствовавшего на слушаниях эксперта в области транспорта и логистики Якова Гуревича, прибыль нелегальных перевозчиков Челябинска может достигать 7 млрд руб. По его данным, на сегодняшний день их число составляет 5-8 тыс. единиц, которые перевозят до 50% всего городского пассажиропотока. Муниципальный транспорт же перевозит в год до 80 млн человек при существующей потребности в 420 млн., считает он. «Для перевозки вдвое большего числа пассажиров потребуется увеличить муниципальный подвижной состав в 2,5 раза. Обойдется это в 15 млрд руб., как минимум. Но источник финансирования непонятен», — резюмировал господин Гуревич. Итоговый вариант сети планируется принять в 2017 году. Иван Яцков

Маршрутки пошли мимо сети
© Коммерсантъ в Челябинске