ВТО мешает обновлять флот

Как выяснил "Ъ", правительству не удается до конца года согласовать проект постановления по судовому утилизационному гранту. Вчера на совещании в Минпромторге против выступило Минэкономики, опасающееся, что отдельные формулировки вступят в противоречие с нормами ВТО. Если споры затянутся, отрасль может не успеть освоить пробные 400 млн руб., заложенные в бюджете на грант в 2017 году, есть риск того, что не будут выделены и обещанные при успехе эксперимента еще 2 млрд руб. Вчера в Минпромторге состоялось согласительное совещание по проекту постановления правительства, вводящего судовой утилизационный грант. Но проект так и не был принят из-за замечаний Минэкономики, сообщили "Ъ" два источника, присутствовавшие на совещании. В Минпромторге от комментариев отказались. Судовой утилизационный грант -- единовременная выплата судоходной компании при утилизации старого флота при условии заказа нового судна. Сходные механизмы существуют и в других отраслях. Например, утильсбор есть в автопроме: его ввели на импорт в 2012 году для защиты экологии, де-факто на рынке его считали компенсацией за снижение ввозных пошлин после вступления РФ в ВТО (затем из-за жалоб импортеров его распространили на все автоконцерны). В начале года был введен утильсбор на дорожно-строительную и сельхозтехнику, Минпромторг может его распространить на станки, нефтегазовое и энергетическое оборудование. Утильпремия, аналогичная судовой, обсуждалась и для сдачи старого грузового вагона в утиль при покупке нового, но введена она так и не была. В случае с судами размер гранта составит 15% от стоимости нового судна для пассажирских и круизных судов и 10% для остальных. Его получают при утилизации судов старше 30 лет. Грант выдается после закладки киля судна, выплаты части аванса и представления документов, подтверждающих факт утилизации старого судна. По совокупности факторов заказчику будет целесообразно делать заказ на российских верфях, пояснили в Российской палате судоходства (РПС). В сентябре Владимир Путин поручил правительству среди прочих мер поддержки гражданского судостроения предусмотреть субсидирование судостроителей для возмещения части затрат на покупку нового флота взамен утилизированного, доклад должны подготовить к 15 января. Возражение Минэкономики касалось содержащегося в тексте положения о том, что грант можно будет использовать исключительно для постройки судна "на российских верфях". По мнению министерства, оно может вступить в противоречие с нормами ВТО, рассказали источники "Ъ". В Минэкономики "Ъ" сообщили, что вопрос о приведении документа в соответствие с нормами ВТО "прорабатывается". Управляющий партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Александр Муранов говорит, что в данном случае нельзя однозначно сказать, нарушает или нет проект нормы ВТО. "Тут могут быть разные подходы,-- поясняет он.-- По сути, Россия дает возможность за счет бюджета строить суда дешевле на российских верфях. Мне кажется, здесь может возникнуть вопрос к тому, насколько это нарушает равенство возможностей иностранных субъектов, у которых себестоимость строительства выше, не является ли это искажением конкурентных условий и излишним вмешательством государства в торговлю". В конечном счете, поясняет господин Муранов, точку ставят органы по разрешению споров (суд) ВТО. В качестве санкций, по словам Александра Муранова, государство, которое считает себя ущемленным, может лишить Россию каких-то торговых преимуществ. Как рассказали "Ъ" в РПС, на совещании были выработаны оптимальные формулировки, позволяющие тексту документа не пересекаться с нормами ВТО. "Сейчас в рабочем порядке ведомства скорректируют текст, и в конце января его планируется внести в правительство",-- отметили в РПС. В бюджете на 2017 год на утильсбор выделено 400 млн руб. Но, исходя из предельной доли гранта в строительстве судна, этой суммы хватит лишь на один лайнер (стоит около 3 млрд руб). В РПС полагают, что если судовладельцы начнут активно утилизировать старый флот и размещать заказы на новые суда, сумму значительно увеличат. В Объединенной судостроительной корпорации считают утильгрант одной из ключевых мер господдержки отрасли наряду с развитием лизинга и квотами на добычу биоресурсов (выдаются под обязательство заказать новые рыболовецкие суда). Надежда Малышева из PortNews опасается, что в 2017 году Минпромторг и отраслевые предприятия не успеют освоить средства, предусмотренные на утильгрант. Затянувшееся согласование документа и его дальнейшее прохождение через инстанции может привести к тому, что реальные деньги выделят лишь во втором полугодии, полагает она. Неясно, успеют ли предприятия подготовить необходимый комплект документов и получить субсидию до конца года с учетом того, что порядок получения гранта еще не отработан, отмечает эксперт. Госпожа Малышева говорит, что неосвоение средств может негативно сказаться и на планах по продлению утильгранта: если мера будет сочтена успешной, в 2018 году бюджет обещал еще 2 млрд руб. Анастасия Веденеева, Анна Занина, Яна Циноева

ВТО мешает обновлять флот
© Коммерсантъ