Мечты, ставшие реальностью. Почему градозащитники недовольны обликом Орла? 

Мечты, ставшие реальностью. Почему градозащитники недовольны обликом Орла?
Фото: АиФ
В 2016-м году в градостроительной деятельности на территории Орла произошло немало ярких событий. Появилось большое количество новых проектов, часть из которых, по заявлениям представителей власти, будет реализована в ближайшее время. О том, что уже сделано, как к этому относятся активисты и чего ждать в будущем, корреспондент «АиФ-Орёл» поговорила с градозащитником .
Почему центр?
— Геннадий Николаевич, давайте пройдёмся по самым значимым для нашего города местам. К примеру, внешний облик Александровского моста совсем скоро, возможно, будет украшать нашумевшая галерея. Довольны этим проектом далеко не все.
— Представим, что проект уже воплотили в жизнь. Вот у нас Александровский мост — объект культурного наследия. А у его подножья возвели ту самую галерею. Стоит понимать, что у реестрового объекта должна быть охранная зона. Если говорить в цифрах, то получаем 100-200 метров. Рядом располагается здание банка — федеральный памятник. Затем монумент Лескову. Как итог, на этом пятачке друг на друга накладываются три охранные зоны. Так вот, как при строительстве галереи будут выходить из этого положения, я не знаю. Но ещё стоит учитывать и находящееся неподалёку здание Магистрата. И это помимо того, что вся данная территория — заповедная зона города Орла.
Получается, что те недовольные, про которых говорят наши руководители, всего лишь пытаются защитить закон, когда противятся этому строительству.
Если говорить о визуальной составляющей, то по большому счёту — это безобразие. Все отсылки к итальянской архитектуре очень глупо смотрятся. Эта история больше напоминает оформление стадионов или парков культуры и отдыха в стиле сталинского ампира в его худших проявлениях. У нас в Орле такое уже есть — вход на стадион Ленина. Это точно такая же будет, по сути, галерея только с «бабами и вёслами» у Александровского моста. Для нашего города такое решение смотрится более чем странно. Да и весь вид на Ленинскую со стороны сквера Ермолова будет закрыт.
В отличие от по-настоящему важных вопросов, которые возникают у горожан, такие вещи решаются очень быстро. Почему-то «облагораживать» хотят именно центр, который уже богат не только архитектурно, но и духовно.
— К примеру, памятник , который установили в кратчайшие сроки, принёс региону славу за пределами страны. Может, город хотят сделать привлекательным для туристов?
— Лозунг-то у этого предприятия такой и был, мол, к нам побегут туристы. А получилось всё банальнее — слава на 15 минут. Раскрутка области соответствует уровню «поговорили и забыли». Для чего это делается, для кого и есть ли какая-то долгосрочная цель, я не знаю. Я, допустим, таковой не вижу. Приехать на Орловщину, чтобы посмотреть на этот памятник? Даже с точки зрения эстетики, сделано безобразно. Такая же история с новой улицей Ленина. Понятно, что захотелось перемен. Но не удалось.
— Считаете, что Ленинская, переделанная к юбилею города, не удалась?
— Мне вообще не ясно, зачем её трогали. С одной стороны, я понимаю, что готовили площадку для тех предприятий общепита, которые там располагаются, чтобы те выносили на улицу столики. Естественно, в этом есть коммерческая составляющая. Но исполнение вы можете видеть сами.
— По словам Ваагна Вермишяна, главного архитектора области, всё же основной задачей было привести в порядок ливнёвки в этой пешеходной зоне.
— Подумайте сами. Мы имеем улицу с приличным скосом. И озаботиться именно здесь о ливнёвках? Вода сама в реку уходит. А вот на 1-Посадской, где у нас море разливается, там да, проблем как бы нет, как-нибудь само всё рассосётся. Кажется, что так и будем плавать, пока власти занимаются коммерческими проектами. У всего должна быть целесообразность. В переделке улицы Ленина я её не вижу. Там и идея, и исполнение хромают. Причём, на обе ноги.
Где украсить?
— Кажется, задумка была неплохая.
— У нас так часто бывает. К примеру, представили проект оформления «Рябинового сквера» близ музея Тургенева. Там непростая ситуация — находится ряд объектов, имеющих имущественную разницу. Часть — федеральные, часть — региональные и муниципальные. Это же относится и к прилегающим территориям. Речь идёт об объектах культурного значения, среди которых музеи Тургенева, писателей-орловцев, Бунина и другие. Но рисуется проект, и нам пытаются сказать, что это хорошо. Возможно и так, но на уровне какой-то несбыточной фантазии. Судя по последним примерам — сделают плохо.
Есть ведь другие районы города, которые требуют внимания: 909-квартал, Микрорайон, Ботаника, Семашко, Наугорка. Так и хочется сказать: «Идите туда и украшайте. Там и площади есть, и объектов культурного наследия практически ноль». Но нет же, нужно залезть в центр, возбудить против себя градозащитников, а потом заявить, что «они просто не любят свой город».
— Раз уж заговорили про мечты, то как вам проект Дворца бракосочетаний?
— Позволю себе одно отступление. Несколько лет назад, ко мне приезжали и говорили, что нужно срочно спасать дом Лизы Калитиной. Я сказал: «Ребята дорогие, я с удовольствием побегу этим заниматься в том случае, если не будет обваливаться музей писателей— орловцев, решится вопрос по музею Андреева, а потом мы займёмся домиком Лизы Калитиной». Позднее я предлагал объединить «Дворянское гнездо» с парком Победы, пустить туда инвесторов. Использовать этот природный массив как место отдыха, сделать там какой-то объект для бракосочетаний, и на этом зарабатывать деньги. На эти финансы можно было бы поддерживать в надлежащем порядке всю эту территорию и вложить их в реставрацию многострадального дома Лизы Калитиной и содержание самого «Дворянского гнезда». Но отклика эта идея не нашла. А что касается планирования Дворца на Ленинской, то мы опять сталкиваемся с охранными и заповедными зонами. В этом плане, мы аккуратненько выходим на те же грабли, на которые уже наступили. Во-первых, кинотеатр Победа — объект культурного наследия. Во-вторых, он не построен на месте церкви. Она немножко в другом месте располагалась. В-третьих, там же находится Детский парк.
— Если Дворец бракосочетаний — перспектива отдалённая, то так называемый Банный мост, который будет служить пешеходной переправой через Оку, однозначно появится. Что об этом думают в тусовке градозащитников?
— По большому счёту, он нужен. Вы подойдите к замёрзшей реке и увидите сами, что тропинка, по которой бегают туда-сюда, располагается именно в этом месте. Я бы с большим пониманием отнёсся, если бы сделали где-то еще дополнительно автомобильный мост, чтобы разгрузить Красный. И не будем забывать, что Банный мост — далеко не новая идея. Раньше подобный проект активно обсуждался, только стоил дешевле. Сейчас, видимо, появилась необходимость в его реализации.
Что не так?
— На ваш взгляд, проблема всё-таки в чём? Идеи не те, или дело в реализации?
— Тут приходит в голову высказывание: «Если не можешь сделать вещь хорошо, сделай, так, чтобы она хотя бы выглядела хорошо». А у нас как-то с этим не складывается. К примеру, хвастались, что дороги сделают. Что мы видим в итоге? Уже начинают разрушаться те, которые уложили к 450-летию.
— Тогда, может быть, дело в подрядчиках, если с исполнением беда?
— Если говорить о реставрации культурных объектов, то это сложная и долгая работа, требующая соответствующего обучения и профессиональной подготовки. К сожалению, мы видим иной подход. Поэтому у нас всё и валится: у театра «Свободное пространство» течёт крыша, проблемы и в нашем академическом драматическом театре, масса недоделок там и там.
Представьте, академический театр праздновал двухсотлетие на улице. Это нормально? Начали ремонт — сделали его плохо. Такое ощущение, что если бы ничего не трогали, то было бы куда лучше. И абсолютное отсутствие соответствующего контроля. На самом деле, у нас нет ответов на многие вопросы. В первую очередь хотелось бы узнать, для чего всё это? Что случилось, что бросились их так срочно реставрировать?
— Юбилейные объекты…
— Вы же понимаете, что это всё слова.
— Не могу не спросить вас о Гостиной, 1. Известно, что на месте этого снесённого памятника появится новое здание. Страсти поутихли?
— На мой взгляд, всё, что произошло с этим строением — вопиющее нарушение закона. Давайте будем откровенны. Да, здание было страшное. Да, оно стояло в запущенном состоянии. Но его до этого безобразия доводил собственник в течение долгого времени, и госструктуры смотрели на это сквозь пальцы. Теперь нам говорят, что этот дом надо воссоздать с учётом чертежей Тибо Бриньоля. Но по закону воссоздать можно лишь утраченный объект, создав его первоначальный облик. А никак не какое-то другое новое строение возвести. Но такие вопросы, на самом деле, теперь уже должны быть в компетенции следователей и .
— Существует такое мнение, что в Орле просто слишком много памятников. Что, собственно говоря, мешает заходить к нам инвесторам.
— Это неправда. По сравнению с другими городами, у нас не так много данных объектов. Другое дело, что в 90-е годы, когда составляли соответствующий список, туда же запихивали разное. Скажу, наверное, не самую ожидаемую, с точки зрения градозащиты вещь, но много взяли ненужного на охрану. Делалось это бездумно. Но мы должны сейчас отталкиваться от буквы закона. Был же в регионе производственно-научный центр по охране и использованию памятников. Но его убрали. В целях «улучшения» охраны памятников, так было записано в решении о ликвидации.
— Градозащитников упрекают в том, что они не дают спокойно строить высотки, которые располагаются не в спальных районах города. Вы что думаете по этому поводу? Можно в центре что-то возводить?
— Давайте, объясню на примере. Есть музей Андреева, к которому очень плохо добираться. Рядом теперь строятся многоэтажки. Это значит, что в этом месте появится инфраструктура, улучшится ситуация с транспортом. Хорошо это для наполнения музея посетителями? Безусловно. Районы также должны развиваться. О визуальной составляющей можно спорить, но, когда говорят, что там теперь полностью нарушена перспектива, — это всё-таки перебор. Тоже неправильно рассуждать, будто ничего и нигде нельзя строить. Ко всему нужно подходить с холодной головой и по закону.
Видео дня. Средства на антикризисные меры есть
Комментарии