Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Вырастут большими

Что происходило в уходящем году на рынке сотовой связи и что ждет нас в будущем? Что будет с тарифами на сотовую связь и как будет чувствовать себя рынок в целом? Банки.ру вспомнил важные события этого года и попытался представить, чего ждать от 2017-го.

Стоимость услуг связи традиционно растет медленно. В уходящем году серьезным сдерживающим фактором стал выход на рынок 3G/4G (в том числе и московский) , говорит аналитик по телекоммуникациям и медиа : «Результатом этого стало введение безлимитных тарифов всеми операторами, что в итоге вылилось в снижение доходов от услуг сотовой связи». Однако уже в конце года генеральный директор на одной из последних пресс-конференций озвучил то, что, по мнению некоторых экспертов, давно на уме у других сотовых операторов, назвав тарифные планы с безлимитным Интернетом «путем в никуда».

Видео дня

Продуктовый виджет

Безлимита не будет

С безлимитными тарифами есть еще одна проблема: по мнению экспертов, низкое проникновение современных LTE-смартфонов привело к тому, что сети 3G оказались перегруженными. Однако в следующем году ситуация должна начать выправляться. По словам директора департамента закупок «Евросети» Алексея Широкова, доля таких смартфонов на рынке увеличилась более чем в 2 раза по сравнению с январем — октябрем 2015 года. «Таким образом, LTE-аппараты сегодня занимают более половины рынка смартфонов. В 2017 году тенденция к увеличению доли LTE-смартфонов на рынке продолжится и к концу года составит 70% в штуках и 90% в деньгах. При этом мы ожидаем сокращения средней цены на данные аппараты в связи с появлением LTE-телефонов более дешевых сегментов», — говорит он.

Во время подготовки этой статьи о своем намерении отказаться от безлимитных тарифов заявил оператор, чей пакет услуг выстраивался как раз вокруг безлимитного Интернета. Генеральный директор Владимир Добрынин объяснил это тем, что тарифы компании стали неинтересны потребителю в том числе из-за высокой стоимости, которая формируется как раз из-за наличия неограниченного доступа в Сеть. По его словам, новые тарифы еще разрабатываются. Но совершенно точно они будут включать в себя пакеты разговоров и Интернета и будут при этом дешевле предложений, имеющихся в данный момент у компании.

Однако все указывает на то, что так или иначе за связь в 2017 году мы будем платить чуть-чуть больше, чем в предыдущем: уже во второй половине 2016 года сотовые операторы начали пересматривать набор услуг. Прекращали работу старые опции, актуальные — дорожали (некоторые по два раза), переносились в «архив» относительно свежие тарифы, а им на замену приходили новые, исправленные версии. Старые пользователи изменений практически не заметили и не заметят их еще какое-то время, но новые будут существовать уже в новой реальности. Кирилл Кучеров, директор департамента телекоммуникационных сервисов J'son & Partners Consulting, не считает, что удельная стоимость услуг вырастет. «Но операторы всеми силами будут стремиться увеличить ARPU (Average Revenue Per User — средний доход с пользователя. — Прим. Банки.ру) абонентов, в первую очередь — за счет пакетных предложений».

Кроме того, в уходящем году пользователи получили неоднозначные автоматически подключаемые роуминговые пакеты. И как бы ни хотелось министру связи отмены национального роуминга, от него не уйти: абоненты некоторых тарифов будут платить абонентскую плату за услуги связи за пределами домашнего региона. А заявление некоторых сотовых операторов о том, что на время новогодних каникул стоимость заграничного роуминга не поднимется, стоит воспринимать с оглядкой на то, что он уже недавно подорожал. Кроме того, есть возможность повышения стоимости роуминга в странах Европы из-за принятия законодательных актов, регулирующих стоимость роуминга на территории . Это уже сказалось на стоимости роуминга в некоторых европейских странах.

Несмотря на «открывшуюся дверь» для MVNO-операторов (Mobile Virtual Network Operator — виртуальный сотовый оператор, предоставляющий услуги связи, но не имеющий собственной инфраструктуры), в этом году не случилось громких анонсов. Исключение — «Ростелеком», запустивший виртуального оператора на сетях Tele2.

По мнению директора по стратегическому развитию АКГ «Деловой профиль» Армена Даниеляна, практика показывает, что предложение стандартных пакетов услуг делает этот бизнес неконкурентоспособным из-за недостаточного охвата абонентов. «В сегодняшних условиях выжить и расширить свой бизнес могут лишь MVNO-операторы, предлагающие уникальные продукты, имеющие целевую потребительскую аудиторию, отличную от операторов «большой четверки».

Генеральный директор МТТ придерживается похожего мнения. На пресс-конференции 22 декабря он сказал, что ни один MVNO-оператор не сможет конкурировать с имеющимися игроками и выживут только «узкие» нишевые решения: «Мы понимаем, что MVNO не пойдет в сторону альтернативы «большой четверки», нам кажется, что это довольно утопичный сценарий […] Мы считаем, что в данный момент рынок созрел до состояния, когда мобильность может быть очень нишевой, а мобильный оператор может работать на уровне нескольких тысяч абонентов. И в этом смысле он уже является не совсем самостоятельным продуктом, а частью другого решения».

В этом плане крайне интересны два MVNO-проекта, которые могут заработать в 2017 году. Один из них разрабатывает социальная сеть «ВКонтакте». 23 декабря стало известно, на чьих мощностях будет развернут виртуальный оператор. сообщила о решении совета директоров созвать собрание акционеров для одобрения покупки 11,5 млн акций класса А и 21,9 млн обыкновенных акций в капитале Limited. Как сообщает компания, «сделка направлена на получение существенных синергетических эффектов для обеих компаний, включая расширение ассортимента и […] запуск специального предложения VKmobile для пользователей социальной сети «ВКонтакте».

«Оба бренда (и «ВКонтакте», и ) обладают значительной базой пользователей и, на мой взгляд, могут предложить своим клиентам стимулы пользоваться MVNO, например бонусы на счет карты Сбербанка или виртуальную валюту за пользование услугами сотовой связи. Возможны и другие варианты, но в целом бизнес MVNO в России выглядит менее привлекательным для абонентов по сравнению, например, со странами ЕС, поскольку благодаря конкуренции тарифы на сотовую связь и так являются одними из самых низких в мире», — говорит Сергей Либин из Райффайзенбанка.

Шеринг и «закон Яровой»

«Уже в 2016 году рынок услуг связи, включая сотовую связь, показал признаки насыщения по объему в денежном исчислении. В следующем году операторы, очевидно, будут пытаться переломить этот тренд различными способами. Но сделать это им будет непросто, принимая во внимание ряд негативных факторов, которые будут воздействовать на отрасль: реализацию положений «закона Яровой», ожидаемое сокращение независимой сотовой розницы, рост затрат операторов на роуминг в странах Евросоюза, пристальное внимание к ценообразованию на услуги сотовой связи со стороны », — прогнозирует Кирилл Кучеров из J'son & Partners Consulting.

Если говорить о сотовой рознице, эксперты вполне допускают разделение «ВымпелКомом» и «МегаФоном». «Это позволило бы операторам сократить количество салонов сотовой связи и снизить дилерские комиссии», — считает Сергей Либин. Вообще же операторы заговорили об избыточности пунктов продаж сим-карт и планируют сокращать их количество.

Еще одним важным изменением 2017 года на телеком-рынке, по мнению Армена Даниеляна, может стать совместное использования инфраструктуры. «Хотя большинство участников рынка уже приспособили ведение бизнеса в условиях произошедшей два года назад девальвации рубля, идя по пути импортозамещения, у сотовых операторов проблемы удорожания капитальных вложений сохранились, — говорит он. — Поэтому ведущие сотовые операторы стремятся к консолидации в развитии инфраструктуры. Например, выделение строительства и эксплуатации сетей в отдельный бизнес позволяет формировать доходы за счет их шеринга (совместного использования сетей на условиях аренды несколькими операторами)».

Еще одна важная составляющая, способная заметно изменить рынок связи, — «закон Яровой». Его реализация может привести к тому, что небольшие компании исчезнут с рынка. «Если сбудется пессимистический для операторов сценарий реализации положений «закона Яровой», то мелким и средним операторам не останется ничего, кроме как уйти с рынка либо продать бизнес крупным операторам. Причем это будет происходить и в «фиксированном», и в сотовом бизнесе», — считает Кирилл Кучеров.

Продуктовый виджет

Павел ШОШИН, Banki.ru