Вырастут большими

Что происходило в уходящем году на рынке сотовой связи и что ждет нас в будущем? Что будет с тарифами на сотовую связь и как будет чувствовать себя рынок в целом? Банки.ру вспомнил важные события этого года и попытался представить, чего ждать от 2017-го. Стоимость услуг связи традиционно растет медленно. В уходящем году серьезным сдерживающим фактором стал выход на рынок 3G/4G (в том числе и московский) сотового оператора Tele2, говорит аналитик по телекоммуникациям и медиа Райффайзенбанка Сергей Либин: «Результатом этого стало введение безлимитных тарифов всеми операторами, что в итоге вылилось в снижение доходов от услуг сотовой связи». Однако уже в конце года генеральный директор «Билайна» Мортен Йонсен на одной из последних пресс-конференций озвучил то, что, по мнению некоторых экспертов, давно на уме у других сотовых операторов, назвав тарифные планы с безлимитным Интернетом «путем в никуда». Продуктовый виджет Безлимита не будет С безлимитными тарифами есть еще одна проблема: по мнению экспертов, низкое проникновение современных LTE-смартфонов привело к тому, что сети 3G оказались перегруженными. Однако в следующем году ситуация должна начать выправляться. По словам директора департамента закупок «Евросети» Алексея Широкова, доля таких смартфонов на рынке увеличилась более чем в 2 раза по сравнению с январем — октябрем 2015 года. «Таким образом, LTE-аппараты сегодня занимают более половины рынка смартфонов. В 2017 году тенденция к увеличению доли LTE-смартфонов на рынке продолжится и к концу года составит 70% в штуках и 90% в деньгах. При этом мы ожидаем сокращения средней цены на данные аппараты в связи с появлением LTE-телефонов более дешевых сегментов», — говорит он. Во время подготовки этой статьи о своем намерении отказаться от безлимитных тарифов заявил оператор, чей пакет услуг выстраивался как раз вокруг безлимитного Интернета. Генеральный директор Yota Владимир Добрынин объяснил это тем, что тарифы компании стали неинтересны потребителю в том числе из-за высокой стоимости, которая формируется как раз из-за наличия неограниченного доступа в Сеть. По его словам, новые тарифы еще разрабатываются. Но совершенно точно они будут включать в себя пакеты разговоров и Интернета и будут при этом дешевле предложений, имеющихся в данный момент у компании. Однако все указывает на то, что так или иначе за связь в 2017 году мы будем платить чуть-чуть больше, чем в предыдущем: уже во второй половине 2016 года сотовые операторы начали пересматривать набор услуг. Прекращали работу старые опции, актуальные — дорожали (некоторые по два раза), переносились в «архив» относительно свежие тарифы, а им на замену приходили новые, исправленные версии. Старые пользователи изменений практически не заметили и не заметят их еще какое-то время, но новые будут существовать уже в новой реальности. Кирилл Кучеров, директор департамента телекоммуникационных сервисов J'son & Partners Consulting, не считает, что удельная стоимость услуг вырастет. «Но операторы всеми силами будут стремиться увеличить ARPU (Average Revenue Per User — средний доход с пользователя. — Прим. Банки.ру) абонентов, в первую очередь — за счет пакетных предложений». Кроме того, в уходящем году пользователи получили неоднозначные автоматически подключаемые роуминговые пакеты. И как бы ни хотелось министру связи Николаю Никифорову отмены национального роуминга, от него не уйти: абоненты некоторых тарифов будут платить абонентскую плату за услуги связи за пределами домашнего региона. А заявление некоторых сотовых операторов о том, что на время новогодних каникул стоимость заграничного роуминга не поднимется, стоит воспринимать с оглядкой на то, что он уже недавно подорожал. Кроме того, есть возможность повышения стоимости роуминга в странах Европы из-за принятия законодательных актов, регулирующих стоимость роуминга на территории Европейского союза. Это уже сказалось на стоимости роуминга в некоторых европейских странах. Несмотря на «открывшуюся дверь» для MVNO-операторов (Mobile Virtual Network Operator — виртуальный сотовый оператор, предоставляющий услуги связи, но не имеющий собственной инфраструктуры), в этом году не случилось громких анонсов. Исключение — «Ростелеком», запустивший виртуального оператора на сетях Tele2. По мнению директора по стратегическому развитию АКГ «Деловой профиль» Армена Даниеляна, практика показывает, что предложение стандартных пакетов услуг делает этот бизнес неконкурентоспособным из-за недостаточного охвата абонентов. «В сегодняшних условиях выжить и расширить свой бизнес могут лишь MVNO-операторы, предлагающие уникальные продукты, имеющие целевую потребительскую аудиторию, отличную от операторов «большой четверки». Генеральный директор МТТ Евгений Васильев придерживается похожего мнения. На пресс-конференции 22 декабря он сказал, что ни один MVNO-оператор не сможет конкурировать с имеющимися игроками и выживут только «узкие» нишевые решения: «Мы понимаем, что MVNO не пойдет в сторону альтернативы «большой четверки», нам кажется, что это довольно утопичный сценарий […] Мы считаем, что в данный момент рынок созрел до состояния, когда мобильность может быть очень нишевой, а мобильный оператор может работать на уровне нескольких тысяч абонентов. И в этом смысле он уже является не совсем самостоятельным продуктом, а частью другого решения». В этом плане крайне интересны два MVNO-проекта, которые могут заработать в 2017 году. Один из них разрабатывает социальная сеть «ВКонтакте». 23 декабря стало известно, на чьих мощностях будет развернут виртуальный оператор. Компания «МегаФон» сообщила о решении совета директоров созвать собрание акционеров для одобрения покупки 11,5 млн акций класса А и 21,9 млн обыкновенных акций в капитале Mail.Ru Group Limited. Как сообщает компания, «сделка направлена на получение существенных синергетических эффектов для обеих компаний, включая расширение ассортимента и […] запуск специального предложения VKmobile для пользователей социальной сети «ВКонтакте». «Оба бренда (и «ВКонтакте», и «Сбербанк») обладают значительной базой пользователей и, на мой взгляд, могут предложить своим клиентам стимулы пользоваться MVNO, например бонусы на счет карты Сбербанка или виртуальную валюту за пользование услугами сотовой связи. Возможны и другие варианты, но в целом бизнес MVNO в России выглядит менее привлекательным для абонентов по сравнению, например, со странами ЕС, поскольку благодаря конкуренции тарифы на сотовую связь и так являются одними из самых низких в мире», — говорит Сергей Либин из Райффайзенбанка. Шеринг и «закон Яровой» «Уже в 2016 году рынок услуг связи, включая сотовую связь, показал признаки насыщения по объему в денежном исчислении. В следующем году операторы, очевидно, будут пытаться переломить этот тренд различными способами. Но сделать это им будет непросто, принимая во внимание ряд негативных факторов, которые будут воздействовать на отрасль: реализацию положений «закона Яровой», ожидаемое сокращение независимой сотовой розницы, рост затрат операторов на роуминг в странах Евросоюза, пристальное внимание к ценообразованию на услуги сотовой связи со стороны ФАС», — прогнозирует Кирилл Кучеров из J'son & Partners Consulting. Если говорить о сотовой рознице, эксперты вполне допускают разделение «Евросети» «ВымпелКомом» и «МегаФоном». «Это позволило бы операторам сократить количество салонов сотовой связи и снизить дилерские комиссии», — считает Сергей Либин. Вообще же операторы заговорили об избыточности пунктов продаж сим-карт и планируют сокращать их количество. Еще одним важным изменением 2017 года на телеком-рынке, по мнению Армена Даниеляна, может стать совместное использования инфраструктуры. «Хотя большинство участников рынка уже приспособили ведение бизнеса в условиях произошедшей два года назад девальвации рубля, идя по пути импортозамещения, у сотовых операторов проблемы удорожания капитальных вложений сохранились, — говорит он. — Поэтому ведущие сотовые операторы стремятся к консолидации в развитии инфраструктуры. Например, выделение строительства и эксплуатации сетей в отдельный бизнес позволяет формировать доходы за счет их шеринга (совместного использования сетей на условиях аренды несколькими операторами)». Еще одна важная составляющая, способная заметно изменить рынок связи, — «закон Яровой». Его реализация может привести к тому, что небольшие компании исчезнут с рынка. «Если сбудется пессимистический для операторов сценарий реализации положений «закона Яровой», то мелким и средним операторам не останется ничего, кроме как уйти с рынка либо продать бизнес крупным операторам. Причем это будет происходить и в «фиксированном», и в сотовом бизнесе», — считает Кирилл Кучеров. Продуктовый виджет Павел ШОШИН, Banki.ru