Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Интернет-торговцы требуют сделать «Черную пятницу» общим достоянием

(ФАС) рассмотрит конфликт вокруг бренда Black Friday («Черная пятница»), который используется в дни онлайн-распродаж. Служба возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства, в котором фигурируют Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и правообладатель товарного знака — общество «Блэк Фрайдэй». Шансы последнего лишиться прав на свою интеллектуальную собственность довольно высоки, считают юристы.

Интернет-торговцы требуют сделать «Черную пятницу» общим достоянием
Фото: ИзвестияИзвестия

В конце прошлого года, 29 декабря 2016-го, ФАС возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению крупнейших интернет-торговцев, входящих в АКИТ. Онлайн-торговцы уверены, что словосочетание Black Friday («Черная пятница») не может принадлежать в качестве товарного знака единственному владельцу. В России юридически обладателем бренда является общество «Блэк Фрайдэй», которое зафиксировало свои права на знак в в 2016 году. Как следует из документов ФАС (есть в распоряжении ), рассмотрение дела назначено на 2 февраля.

Видео дня

Участники конфликта проводят ноябрьские распродажи на разных интернет-площадках, однако в имени сайтов есть словосочетание black friday. Сами же акции называются по-разному: у АКИТ — «Настоящая черная пятница», у «Блэк Фрайдэй» — Black Friday.

Заявку по 35 классам международной классификации товаров и услуг, поданную «Блэк Фрайдэй» в ноябре 2013 года, Роспатент зарегистрировал в конце января 2016 года. Уже в октябре правообладатель товарного знака предъявил претензию владельцу альтернативной онлайн-площадки, техническим оператором которой является компания «Эксперт Таун», основанная президентом АКИТ .

Как пояснили «Известиям» представители АКИТ, в октябре ассоциация еще не провела ни одной «Настоящей черной пятницы», а только готовилась к ней — был куплен домен и начиналось его продвижение. «Блэк Фрайдэй» к этому моменту организовала уже три распродажи под этим именем, уточнили в компании, отказавшись от дальнейших комментариев. В претензии коллегам «Блэк Фрайдэй» потребовала прекратить использование бренда и выплатить компенсацию в размере 500 тыс. рублей. Позже правообладатель обратился в суд: в исковом заявлении, кроме требования остановить использование торгового знака, указан и новый размер компенсации за причиненный ущерб — 1,5 млн рублей. Дело назначено к рассмотрению 13 января.

Из документов ФАС следует, что АКИТ считает сочетание «черная пятница» «общепринятым названием дня, следующим за Днем благодарения (четвертым четвергом ноября), которое с 1932 года употребляется для обозначения дня начала сезона рождественских распродаж». Такое же название для традиционных ноябрьских акций используется в Канаде, Великобритании, Франции, Индии, Мексике и других странах. При этом нигде больше название «Черная пятница» не закреплено за каким-либо одним субъектом.

«Черные пятницы» в России проводятся с 2008 года, говорится в документах ФАС, — в нашей стране их организовывали такие компании, как Sony, , и др. Глава Национальной ассоциации дистанционной торговли подчеркивает, что подобный формат проведения распродаж очень понятен для потребителей в России.

— А вот распродажи в праздничные дни — например, 23 февраля и 8 марта — пока не пользуются популярностью. Покупатели к ним еще не привыкли, — заметил он, подчеркнув, что в России, напротив, стали популярны стоковые распродажи товаров в январе «Киберпонедельники».

Одновременно с этим для всех подобных акций остается актуальной проблема манипулирования скидками, когда ритейлеры поднимают стоимость перед распродажами, а потом выставляют существенные скидки, напомнил Александр Иванов.

По данным АКИТ, во время ноябрьских акций крупные ритейлеры увеличили продажи по сравнению с обычными днями на 50– 100%, тогда как для средних и небольших магазинов этот показатель достиг 400–600%.

— В пользу прочности позиции заявителя — АКИТ — свидетельствует судебная практика последних лет, а также позиция, которую ранее занимали ФАС и Роспатент по аналогичным спорам. Достаточно вспомнить неудачные попытки банка «Русский стандарт» сохранить за собой товарный знак «Подарочная карта» в 2014–2015 годах, — заявил «Известиям» адвокат .

Юрист добавил также, что словосочетание «черная пятница» не обладает различительной способностью, то есть способностью указывать на конкретного производителя товара или оказывающее услуги лицо, что является обязательным критерием товарного знака.

— Можно предположить, что шансы на успех представителей АКИТ более велики, чем у их оппонентов, — резюмировал эксперт.

По его мнению, сам по себе факт регистрации словосочетания в качестве товарного знака не может рассматриваться как абсолютное доказательство отсутствия у него общеупотребимого характера.