Маленький буржуй
В марте 2015 года мать пятилетнего американского мальчика Райана, до сих пор скрывающая свое имя, создала YouTube-канал Ryan ToysReview, где начала выкладывать видеоролики со своим сыном, играющим с разными игрушками. Теперь Райан — самый богатый в мире ребенок-блогер, зарабатывающий более миллиона долларов в месяц. «Лента.ру» выяснила подробности этого проекта и способы его монетизации. В 2013 году в нишу обзоров детских игрушек пришли не только профессиональные проекты вроде DisneyCollecterBR, но и десятки авторских каналов предприимчивых родителей. «Райан любил смотреть каналы с обзорами детских игрушек и однажды спросил меня: "Мама, почему все остальные дети на YouTube, а я нет?" И мы решили сделать это — отвели его в магазин, чтобы купить самую первую игрушку для YouTube. Кажется, это был поезд-конструктор. Именно тогда все и началось», — вспоминает мать блогера. Через четыре месяца тщетных попыток привлечь аудиторию родители Райана придумали эффектный ход: распаковать 100 игрушек за один выпуск. В итоге видео, на котором мальчику всего по несколько секунд удается поиграть с каждым из подарков, собрало более 568 миллионов просмотров. За полтора года на канал подписалось более 5,8 миллиона человек, а по количеству просмотров Райан обогнал самого популярного ютубера Феликса Чельберга, известного под псевдонимом PewDiePie, Джастина Бибера и даже YouTube-проекты BuzzFeed, The Tonight Show Джимми Фэллона и ассоциации рестлинга WWE. «Мне пришлось оставить работу в школе и полностью погрузиться в съемки и монтаж», — отмечает его мать. Но это того стоило: ежемесячный доход Райана быстро перешагнул отметку в миллион долларов. Обычный ролик на канале Ryan ToysReview — это десятиминутное видео, где Райан поочередно тестирует несколько игрушек и делится впечатлениями. «Райан любит игрушки. Обзор игрушек для детей от ребенка. Присоединяйтесь к Райану, чтобы увидеть, как он играет в игры и делает обзоры игрушек! Он любит машинки, поезда, конструктор, супергероев (...)», — гласит описание канала Ryan ToysReview. Эмоции маленького блогера от очередного Lego-набора — магнит для ребенка, который только-только открыл для себя YouTube. Не секрет, что на видеохостинг ежедневно загружают тонны детского контента, не уступающего по популярности ни одному из других подразделов. Один из эпизодов мультфильма «Маша и Медведь» вошел в рейтинг самых просматриваемых видео за всю историю этой платформы, набрав более 1,8 миллиарда просмотров и обогнав клип британской певицы Адель Hello. Обзоры детских игрушек вполне способны конкурировать по охвату аудитории с мультфильмами: так, Ryan ToysReview за полтора года собрал более 9,2 миллиарда просмотров. Под каждым роликом заботливые родители оставляют по несколько десятков ссылок на компании и магазины, предоставившие свои товары для обзора. На канале также публикуются рекламные ролики игрушек от «Макдоналдса», Lego, Pixar и Disney. По словам генерального директора ресурса Toys, Tots, Pets&More Джима Сильвера, компании-производители детских товаров уделяют большое внимание таким звездам YouTube, как Райан. «Если реклама продукта наберет десять или двадцать миллионов просмотров, а люди увидят, что Райану или любому другому ребенку-блогеру товар действительно понравился, продажи неизбежно поползут вверх», — объясняет он. Помимо гонораров от производителей игрушек, родители маленького миллионера получают официальный доход от партнерской программы на YouTube, увеличивающийся или уменьшающийся прямо пропорционально числу просмотров. Райану «партнерка» приносит несколько десятков, а иногда и сотен тысяч долларов в месяц. Не стоит забывать и про контекстную рекламу от Google, которая каждые две минуты возникает практически в каждом видеоролике. Аналитик рынка детских игрушек из Motley Fool Джейсон Мозер считает подобные YouTube-каналы новым и весьма перспективным видом рекламы. Успех канала Ryan ToysReview — это не только миллион долларов в месяц для родителей ребенка, но и существенное увеличение доходов ряда крупных корпораций. До эпохи YouTube в мире просто не было столь эффективного способа привлечь внимание сотен миллионов потенциальных покупателей без заключения официального договора с телеканалами или печатными изданиями. Теперь же, благодаря видеохостингу, любая среднестатистическая семья теоретически может создать чрезвычайно прибыльный бизнес, не выходя из своей квартиры. Как утверждает аналитик и основатель компании TubeFilter Джош Коэн, видеоролики для детей очень хорошо сочетаются с алгоритмами видеохостинга. YouTube заинтересован в том, чтобы продвигать ролики с высоким показателем среднего времени просмотра — это напрямую влияет на доход компании от рекламных платформ Google. «Дети смотрят видео гораздо больше, чем взрослые. Дайте трех- или четырехлетнему ребенку в руки iPad, и он посмотрит абсолютно любой ролик от начала и до конца. А ребятам с YouTube только этого и надо», — объясняет он. На русскоязычном YouTube есть несколько аналогов Ryan ToysReview. Наибольшей популярностью пользуются брат и сестра из Одессы, известные под творческими псевдонимами Мистер Макс и Мисс Кейти. Их родители Андрей и Оксана в 2014 запустили сразу два канала, посвященных обзорам детской продукции для мальчиков и девочек. За три года на канал Мистера Макса подписалось более трех миллионов человек, а на Мисс Кейти — 3,1 миллиона. В отличие от родителей Райана, Андрей и Оксана не ограничиваются распаковкой и обзором игрушек, снимая абсолютно все, что хоть как-то связанно с их детьми. Удивительно, но несмотря на обилие спонсорских продуктов в видео, под самими роликами Макса и Кейти нет ни одной рекламной ссылки. Андрей и Оксана в подобном заработке, судя по всему, не сильно заинтересованы. Конечно, тут речь о доходах в миллионы долларов не идет. Дело в том, что западный YouTube несколько отличается от российского. Так, Cost per mille (цена за тысячу коммерческих просмотров) в США составляет примерно пять долларов, в России — не больше доллара. Так происходит из-за недостаточного развития российского рынка интернет-рекламы. Кроме того, большинство русскоговорящих пользователей используют AdBlock и смотрят видео с мобильных устройств, что негативно сказывается на доходах самого YouTube.