Метро — вновь предмет гордости

Метро близко: 16 новых станций откроются в отдаленных районах Москвы уже в этом году. Таким известием обрадовали намедни горожан столичные власти. Учитывая, как активно развивается сегодня город, этому легко и приятно верить. К тому же то, что метро нельзя построить быстро и качественно, — абсолютный миф. Мы доказали это дважды. Первый раз — еще на заре метростроения, когда работами руководил главный инженер подземки Лазарь Каганович. Второй — наблюдаем сейчас.В начале 1930-х годов Кагановичу удалось почти в 9 раз ускорить прокладку тоннелей. Конечно, его методы были не самыми либеральными: утвержденный Кагановичем график буквально держал рабочих за глотку. А всплески недовольства исчезали так же быстро, как и возникали. Чаще всего — вместе с инициаторами этих всплесков. Хотя темпы строительства не сравнятся с теми, что мы имеем сейчас, та скорость, с которой рождались станции, удивляла мировых экспертов. В мае 1935 года город увидел первые 13 станций. Московское метро стало мощнейшим инструментом пропаганды успехов советского государства как среди его населения, так и за границей. Европа не верила, что страна, находящаяся в сложных экономических условиях, сможет в такие сжатые сроки построить достойный подземный транспорт. С запуском следующих очередей метро начинает отбирать хлеб у трамвая, заманивая горожан посмотреть на подземные дворцы советского народа. Мозаики Дейнеки, скульптуры Манизера, витражи «Новослободской» — все это очаровало москвичей и гостей столицы, которые спустились на станции по чудесным эскалаторам и уехали на «Ашке», устроившись на мягком диване внутри вагона. Однако ритм подземного строения был нарушен в 1960-х: метрополитен заснул, подземные храмы ушли в прошлое, а на первом плане оказались типовые безликие проекты, похожие один на другой, как два тюбинга. Новый подъем строительства начался совсем недавно, зато с каким размахом: только в этом году будут открыты 16 станций метро. Совсем скоро пассажиры прокатятся на первом участке Третьего пересадочного контура (еще одно кольцо подземки), оценят Калининско-Солнцевскую линию и увидят продолжение салатовой ветки. А ведь еще несколько лет назад люди гадали, когда же в их район наконец-то придет метро. Такие темпы легко объяснимы: теперь в арсенале строителей самые передовые технологии, легко прокладывающие подземные тоннели и открытые участки путей. Да и москвичи одобряют подобный бум, активно голосуя ногами: только за январские праздники пассажиры 14-й ветки метро (МЦК) прокатились по железнодорожной магистрали почти миллион раз. Тем не менее Москва — город крайне сложной геологии. Подчас сложно представить, что семь десятков заявленных станций без задержек откроются до конца 2020 года. Все же Московский метрополитен постепенно вновь становится не только средством передвижения, но и предметом гордости. Он строится быстрее, чем в советские времена, во всех поездах на зависть иностранцам можно подключиться к бесплатному интернету, а в середине года на линии выйдут современные составы последнего поколения. Самое главное — не потерять этот темп.