Умная экономия. Современные технологии помогут омичам снизить расходы на ЖК
Современные технические новшества решают главные проблемы потребителей коммунальных услуг: они помогают экономить время и деньги, а также поддерживать все системы многоквартирных домов в работоспособном состоянии. Так называемый Интернет вещей, а на сложном технологическом языке это явление сократили до аббревиатуры IoT, избавляет человека от хлопот, выполнение которых давно стало рутиной. Объективные данные В первую очередь речь идёт о передаче показаний приборов учёта ресурсоснабжающим организациям. Конечно, технологии и раньше позволяли передавать значения счётчика по электронной почте или оператору услуги посредством СМС, но уже сегодня потребитель может полностью освободиться от этой (хоть и не слишком хлопотной) обязанности. Технологии M2M (Межмашинное взаимодействие, Machine-to-Machine. - Ред.) с помощью обычных операторских сим-карт решают поставленную задачу без участия человека. Причём, по оценкам аналитиков, только от одного внедрения системы «Умные измерения» на 20% снизится требуемый объём энергомощностей. Эксперты из Минстроя, которые занимаются разработкой системы «Умный дом», надеются улучшить и ряд иных показателей. В частности, чёткий контроль за потреблением позволит сократить вполовину технические потери ресурса и даже увеличить более чем в два раза собираемость задолженностей с потребителей. Практически исключена и вероятность хищения ресурсов. Сейчас большая часть счётчиков установлена в квартирах потребителей, а значит, те могут не только забыть вовремя передать сведения, но и занизить реальные данные измерений. И эта разница будет раскидана по всем жильцам подъезда в качестве платы за ОДН, что вряд ли можно считать справедливым. Зато автоматическая передача данных сведёт на нет все попытки обмана. Многообещающие инновации так пришлись по душе чиновникам, что в Министерстве строительства России всерьёз собираются обязать строительные компании устанавливать умные счётчики воды и электроэнергии в новостройках. Реализация инициативы может начаться уже в 2017-2018 годах. На вторичном рынке переходить на современные технологии заинтересованы как ресурсные компании, так и законопослушные жильцы, которые не готовы переплачивать за нерадивых соседей. Протечки под контролем Не стоит думать, что всё, на что способен «Интернет вещей» в доме, - это лишь передавать большие объёмы данных от счётчика поставщику услуг. Авторы программы «Умный дом» в ближайшие годы рассчитывают на более глубокую интеграцию технологий в традиционный мир ЖКХ. В частности, умные датчики и сетевые решения позволяют хозяевам жилья иметь дистанционный доступ к интегрированному управлению системами жизнеобеспечения. Заинтересованный пользователь сможет координировать работу отопления и вентиляции, охранной и противопожарной сигнализации, видеонаблюдения, связи и телефона, освещения, электроснабжения. Например, жильцы смогут регулировать отопление помещения в собственное отсутствие, что не только позволит установить комфортную температуру, но и сберечь ресурсы. Более того, датчики «Умного дома» позволяют проводить постоянный мониторинг сетей и оперативно узнавать о поломках и протечках, что тоже ведёт к серьёзной экономии. Причём на уровне всего многоквартирного дома, а не одной отдельно взятой квартиры. «Умный дом» - это не дорого! «Технологии IoT врываются в сферу ЖКХ. Говорю вам не понаслышке, а как руководитель предприятия, являющегося разработчиком и производителем оборудования для систем диспетчеризации и умных приборов учёта, - делится мнением Сергей Феоктистов, директор компании «Сфера экономных технологий». - Мы уже сейчас видим заинтересованность в данных продуктах не только ресурсоснабжающих, но и строительных организаций, УК, ТСЖ, СНТ и т. д. Наш город является одним из флагманов на постсоветском пространстве в развитии данных технологий. Например, в конце декабря 2016 года разработанная в Омске система «Хронос» была внедрена и успешно запущена в микрорайоне ЖК «Кузьминки». Эта система (работающая в комплекте с приборами учёта) даёт неоспоримое преимущество строительной компании при продаже квартир, а также в значительной мере уменьшает затраты жильцов на обслуживание и повышает качество работы УК. Хотелось бы отметить, что в первую очередь все новые технологии направлены на улучшение качества и уменьшение затрат жильцов. Да и внедрение системы «Хронос» для застройщика обойдётся не так уж дорого: в среднем 6 тыс. руб. за каждую квартиру многоквартирного дома. Это, безусловно, не так критично при учёте рыночной стоимости жилья, превышающей 1 млн руб. Немаловажно отметить, что на всё каналообразующее оборудование и ПО срок службы не ограничен. Выходит, что и УК, и жилец получают технологию «Умный дом» за такую небольшую плату. Это возможно благодаря тому, что все приборы и ПО - наша российская разработка. И производим их мы в Омске. Поэтому в цену и не включаются скрытые платежи за иностранные бренды». Срок окупаемости счётчика - меньше года С 1 января в очередной раз вырос повышающий коэффициент для тех, кто не установил квартирные приборы учёта воды (он составлял 1,4, а стал 1,5). Люди задумались, что выгоднее: продолжать платить по нормативу или всё-таки поставить счётчик на воду? «Говорю прямо: если человек не хочет переплачивать, есть смысл поставить счётчик в специализированной организации, такой как наша. Введением повышающего коэффициента государство давно мотивирует россиян к повсеместной установке приборов учёта. Тогда потребление в многоквартирном доме станет прозрачным, что позволит избежать воровства ресурсов. А это, в свою очередь, сделает расчёт ОДН более справедливым. Поэтому мне кажется очевидным, что ставить счётчики воды и тепла в квартире надо, причём чем быстрее - тем выгоднее», - убеждён Владислав Дегтярёв, директор ООО «Приборы учёта воды». Даже без учёта повышающего коэффициента и при условии отсутствия утечек и бережного обращения с ресурсами потребитель сможет окупить затраты на счётчик воды менее чем за год, приборы учёта отопления - максимум за два года. А если прибавить повышающий коэффициент, то период реальной экономии по оплате коммунальных услуг может начаться гораздо раньше. Правда, клиентам надо понимать, что если у них подтекает кран или есть другие утечки, то до устранения проблем об экономии говорить не приходится. «Потребителям будет интересно заказать установку или замену приборов учёта в нашей компании, потому что мы работаем под ключ: решаем вопросы и с поставкой всех материалов, и с регистрацией счётчиков в энергоснабжающих организациях, и, естественно, даём гарантию на свою работу и использованные материалы. В итоге абоненту остаётся только обратиться в УК с заявлением на отключение стояков водоснабжения на время работ по врезке счётчиков, если это необходимо. Кстати, солидный опыт наших специалистов позволяет рассчитывать на то, что нашим клиентам не придётся краснеть перед соседями по стояку за длительное отсутствие водоснабжения: врезка двух приборов учёта на сравнительно новых трубах составит от силы 40-60 минут», - заключает Владислав Дегтярёв.