Петербургское метро осталось с «Метрономом»

Оператор рекламы сохранит монополию Право размещения рекламы в петербургском метро на ближайшие десять лет, скорее всего, получит компания «Метроном», чей основной бенефициар Дмитрий Столов фактически контролировал эти продажи последние десять лет. «Метроном» оказался единственным участником конкурса, но из-за активности конкурентов на этапе подачи заявок стоимость нового десятилетнего контракта выросла на 1 млрд руб., до 2,6 млрд руб. Городской центр размещения рекламы (ГЦРР) Санкт-Петербурга признал несостоявшимся конкурс на право размещения рекламы в вестибюлях Петербургского метрополитена. Его единственный участник ООО «Метроном» предложил за десятилетний контракт 2,6 млрд руб. (на 1 млрд руб. больше стартовой цены): запланированный доход казны, таким образом, увеличится на 65%, а обязательная индексация увеличит прирост еще на 8–10% в год. Совладельцами «Метронома» выступают давние партнеры Смольного на рекламном рынке Игорь Савви и Дмитрий Столов, основной бенефициар рекламной компании «Проспект», на протяжении последних десяти лет размещавшей рекламу в подземке от имени четырех допущенных в метрополитен петербургских операторов. Бизнес-партнером Дмитрия Столова и совладельцем компании «Проспект» также является Георгий Иванов, бывший топ-менеджер ГУП «Петербургский метрополитен». Прошлой осенью ГЦРР пролонгировал без конкурса на десять лет контракт с «Метрономом» на размещение рекламы в вагонах метро: в Смольном, как пояснил “Ъ” глава комитета по печати Сергей Серезлеев, считают, что вагоны не являются объектами недвижимости и требование о проведении торгов на них не распространяется. По оценке главы исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик» Андрея Березкина, годовой объем рынка рекламы в петербургском метро составляет около 0,9 млрд руб., или 20% от общего оборота наружной рекламы в городе. Глава северо-западного представительства «ЭСПАР-Аналитика» Вера Дементьева отмечает, что сейчас в петербургском метро акцент сделан на рекламу петербургских проектов (в основном в сфере недвижимости и медицины), но возобновление размещения рекламы в московском метро, прерванного из-за невыполнения обязательств оператором, вернет в Санкт-Петербург федеральных рекламодателей, размещавших рекламу через баинговые агентства. Повышение итоговой цены контракта в Смольном связывают с активностью конкурентов «Метронома» на этапе подачи заявок на конкурс: ряд петербургских и московских игроков добились в ФАС отмены условия наличия трехлетнего опыта работы в метро, который в Санкт-Петербурге имел только действующий пул операторов. Кроме того, с октября прошлого года в конкурсную документацию конкурса внесено 13 изменений, а прием заявок неоднократно продлевался. Условия конкурса оспаривали, в частности, «Волгобалт медиа» (принадлежит депутату заксобрания Ленобласти Олегу Зевакову) и «Форт групп медиа» во главе со Светланой Совершаевой (дочь заместителя полпреда президента в СЗФО Любови Совершаевой), а также «Трейд компани» (рекламный подрядчик ГУП «Московский метрополитен», аффилированный с автохолдингом «Гемма» Александра Геллера) и «Спецдомстрой», который участники рынка связывают с крупным оператором наружной рекламы «Руан» депутата Госдумы Игоря Ананских и его брата Вячеслава. По мнению Сергея Серезлеева, «неучастие оппонентов в конкурсе, после того как они были к нему допущены, свидетельствует об их несостоятельности, а инициированные ими споры при этом фактически являются шантажом». Для обеспечения своего участия в конкурсе претенденты должны были уплатить задаток 165 млн руб., а победить при отсутствии опыта работы в метро они могли только в случае перекрывающего оценку по квалификационному критерию существенного повышения цены, напомнил чиновник. Между тем долг «Волгобалт медиа» городу по оплате за размещение принадлежащих компании наземных рекламоносителей составляет 7,5 млн руб., отметил он. А отсутствие заявки московского оператора «Трейд компани» может быть связано с финансовыми проблемами по выигранному в столице конкурсу, полагает господин Серезлеев. Глава «Волгобалт медиа» Олег Зеваков не ответил на звонки “Ъ”, основной бенефициар «Форт групп медиа» Борис Пайкин сообщил, что поданная компанией заявка «не прошла», поскольку к ней была приложена банковская гарантия вместо подтверждения уплаты задатка — обязательного условия для регистрации заявки на электронной площадке торгов. В Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленобласти сейчас рассматриваются иски обеих компаний к ГЦРР об отмене ряда конкурсных условий. Но поскольку УФАС ранее отклонило эти претензии, контракт с «Метрономом» может быть заключен до рассмотрения этих дел в суде, резюмирует Сергей Серезлеев. Между тем в УФАС Санкт-Петербурга после вскрытия заявок поступила новая жалоба аффилированной с «Форт групп» структуры на действия ГЦРР по организации и проведению конкурса. На этот раз ее подала компания «Тетра-инвест» (принадлежит кипрскому офшору и находится в стадии ликвидации, ликвидатором выступает Наталья Дариенко, в прошлом глава ряда других аффилированных с «Форт групп» компаний). УФАС назначило рассмотрение дела на 17 января. Возможным препятствием для заключения контракта в Смольном рассматривают лишь свой спор с ФАС в Арбитражном суде Москвы. ГЦРР добивается в нем отмены предписания федеральной ФАС, согласившейся с «Трейд компани» (участвует в деле в качестве третьего лица), что установленный Смольным вес критерия опыта работы в метро при оценке заявок (45%) противоречит приказу ФАС о том, что такой критерий не может весить более 20%. Власти Санкт-Петербурга не считают это требование обязательным, но заключить контракт с «Метрономом» намерены лишь после того, как это подтвердит хотя бы первая инстанция арбитражного суда. Рассмотрение дела назначено на 18 января. Мария Карпенко, Анна Пушкарская, Санкт-Петербург

Петербургское метро осталось с «Метрономом»
© Коммерсант
Коммерсант: главные новости