Заложники трубы. Дочка «Транснефти» требует снести в Кузнецке 25 домов
Нефтепровод под окнами Система нефтепроводов «Дружба», построенная в 1960—1970-е годы, до сих пор остается крупнейшей в мире. Ее протяженность на момент создания составляла 8900 километров. Она проходит по территории 13 российских регионов, в том числе — и Пензенской области, после чего разветвляется на два потока: по одному из них нефть идет в Белоруссию, Польшу и Германию, по другому — в Украину, Чехию, Словакию и Венгрию. В 1973 году на территории Кузнецка ввели в эксплуатацию участок «Дружба-2» 321 км (вторую очередь нефтепровода строили, чтобы увеличить поставки нефти в страны Восточной Европы, входившие тогда в зону влияния СССР). В Кузнецке трубы прокладывали рядом с жилыми домами. Если 40 лет назад в зоне работ их было не так много, то сейчас это большой частный сектор, включающий улицы 1-я и 2-я Спортивная, 8 Марта, Зеленая, Шевченко, Целинная, Черняховского, Восточная, Циолковского, Молодой Гвардии. Застраивался он в период с 1962 по 2007 годы. «Многие раньше ездили к начальнику участка «Дружбы» и брали разрешение — такую маленькую бумажку, где было написано, что руководство нефтепровода не возражает против строительства дома, так как безопасное расстояние соблюдено. С этой бумагой потом шли в исполком и там уже выдавали окончательное разрешение», — рассказывает местная жительница Светлана Подмарева. По словам адвоката Ольги Александровой, которая представляет интересы кузнечан в суде, «Дружба» примерно до середины 90-х годов выдавала подобные разрешения. Местные жители утверждают, что в них везде указывалось минимальное расстояние от оси нефтепровода до объекта капитального строительства — 100 метров. Это требование было прописано в строительных нормах и правилах (СНиП II-Д.10−62), действовавших на момент запуска нефтепровода. Претензии спустя 40 лет На потенциально опасное соседство кузнечане никогда не жаловался. Только летом 2016 года они заметили, что на нефтепроводе идут работы. С чем они связаны, людям никто не объяснил, но, по их мнению, это был перенос труб. А спустя несколько месяцев, в октябре 2016-го, хозяевам 25 домов, расположенных в микрорайоне, пришли требования от АО «Транснефть — Дружба» (дочерняя структура «Транснефти», которая является собственником нефтепровода и осуществляет его эксплуатацию — прим. авт.) снести постройки за свой счет, так как они находятся в пределах санитарно-защитной зоны, где всякое строительство запрещено. В случае неисполнения требований компания обещала подать в суд. Претензии АО «Транснефть — Дружба» основаны на изменениях в строительных нормах и правилах. В 1985 году был принят СНиП 2.05.06−85, который устанавливал минимальное расстояние от нефтепровода до домов уже в 200 метров. По данным отдела архитектуры и градостроительства администрации Кузнецка, в эту санитарно-защитную зону попадают 100 домов. Компания требует снести четверть из них, причем выбраны они как будто случайно, говорят жители. «На нашей улице (2-я Спортивная — прим. авт.) в этой зоне находятся 14 домов, но требования о сносе пришли только троим. Естественно, никто здания не ломал — у нас все разрешения на строительство [от администрации Кузнецка] - на руках, земля приватизирована, все оформлено через регистрационную палату. Тогда компания подала иски в суд. Ни о каких компенсациях при этом речи не идет. В исковом заявлении написано: произвести снос дома за счет собственника и еще заплатить госпошлину — шесть тысяч», — рассказывает местная жительница Наталья Гришичкина. «АО «Транснефть — Дружба» неоднократно обращалось в администрацию г. Кузнецка с уведомлением о недопустимости строительства жилья вблизи действующих нефтепроводов в целях обеспечения безопасности жизни людей (исх. № 55 от 29.03.2000 получен 31.03.2000), однако ситуация не изменилась», — отмечается в одном из исков. Попытки жителей связаться с представителями компании не увенчались успехом. По словам собеседницы, на запрос, отправленный в Куйбышевское районное управления компании еще в октябре, ответ не пришел. «Мы сносим дома, чтобы защитить людей» Часть исков от АО «Транснефть-Дружба» не была принята судом к рассмотрению, сообщила ИА «Пенза-Пресс» адвокат Ольга Александрова. По данным картотеки Кузнецкого городского суда, девять исков, поступивших в октябре 2016 года, были возвращены заявителю. По словам Александровой, в настоящее время истец обжалует это решение в суде вышестоящей инстанции. По мнению адвоката, суд счел неполным тот пакет документов, который представила компания. В частности, Александрова отмечает, что не были представлены акты ввода нефтепровода в эксплуатацию и технические паспорта на объект. Кроме того, говорит она, на кадастровом учете стоит только 25-метровая охранная зона. Зона же, в отношении которой ведутся споры, отсутствует на кадастре, говорит она. Собеседница не исключает, что в возвращении исков сыграл роль и психологический фактор. «Наверное, даже морально тяжело принимать к производству такое количество дел, зная складывающуюся судебную практику», — пояснила Ольга Александрова. Решения судов по таким делам действительно не обнадеживают. Нефтяники и газовики, как правило, выигрывают аналогичные иски по всей России, и Пензенская область — не исключение. Так, 24 мая 2016 года Бессоновский районный суд удовлетворил иск АО «Транснефть — Дружба» к двум сельчанам, чьи постройки находились вблизи нефтепровода. Попытки доказать, что строения были приобретены в 1993 году, и на тот момент никаких ограничений в использовании земельного участка не было установлено, суд не принял во внимание. «Охранные зоны — это годами, на крови людей выработанные нормы. Жить рядом с нефтепроводом опасно для жизни. Мы будем настаивать на сносе всех строений, чем защитим этих людей», — сказал в марте 2016 года советник президента «Транснефти» Игорь Демин в ходе обсуждения проблемы сноса домов в Пермском крае. По словам адвоката Ольги Александровой, похожим образом нефтяники обосновывают свои претензии и во всех прочих случаях. Жители переходят в наступление В «кузнецком деле» есть много своих нюансов: это и упоминавшиеся выше разрешения на строительство, которые выдавали жителям в руководстве нефтепровода, и не до конца проясненный процесс постройки «Дружбы» на территории Кузнецка. Ольга Александрова ссылается на действовавший в то время СНиП 1965 года, в котором отмечено, что прокладка магистральных трубопроводов по территории городов не допускается за исключением случаев, согласованных с местными Советами депутатов. «Этих актов [у нас] на руках нет, внятных пояснений по этому вопросу представители «Дружбы» тоже пока дать не могут», — отмечает собеседница. В настоящее время кузнечане готовят встречный иск к АО «Транснефть-Дружба» о переносе нефтепровода. Одним из соистцов по нему выступает администрация города Кузнецка. «Что является наиболее рациональным: осуществить снос 99 домовладений или в комплексном порядке проработать вопрос возможности переноса нефтепровода на расстояние, превышающее 200 метров от домовладений?» — задаются вопросом жители. Его они поставили в обращении, отправленном губернатору Пензенской области, в прокуратуру региона, в Минэнерго РФ и другие инстанции. В нем также отмечено, что в случае решения о сносе их домов «нагрузка по возмещению ущерба будет отнесена непосредственно на бюджет города Кузнецка, поскольку многие жилые дома строились на основании разрешительных документов, выданных органами местного самоуправления». «Речь идет о десятках (если не о сотнях) миллионов рублей, подлежащих возмещению из бюджета в случае сноса наших жилых домов», — говорится в обращении. Мэр Кузнецка Сергей Златогорский сообщил ИА «Пенза-Пресс», что глава региона и председатель правительства в курсе возникшей проблемы. «Мы в курсе в полном объеме, каждодневно ситуацию отслеживаем, готовим фактуру для областных властей, для губернатора, чтобы уже было принято решение, каким образом обсуждать эту проблему с руководством «Транснефти», — отметил Сергей Златогорский. Он добавил, что по ряду аналогичных исков суды встают на сторону жильцов. «Все будет решаться в правовом русле, и оснований для ажиотажа нет […] Люди без жилья никак не останутся», — отмечает мэр Кузнецка. ИА «Пенза-Пресс» направило редакционный запрос руководству АО «Транснефть-Дружба» по поводу сложившейся ситуации.