«Главное, чтобы исполнение не подкачало»
Почему российскую экономику нужно реформировать вне зависимости от цены барреля нефти и почему для экономического роста обязательно снижать налоги, в интервью Банки.ру по следам Гайдаровского форума рассказала председатель совета директоров «Глобал Рус Трейд» Анна НЕСТЕРОВА. — Дмитрий Медведев заявил на Гайдаровском форуме, что России нужно реформировать экономику, в которой доминирует сырьевой сектор, и делать это нужно в период относительно низких цен на сырье. Но сейчас мировые цены на нефть растут, по отношению к минимумам прошлого года они выросли вдвое. Как вы считаете, реформы нужны все равно или, если нефть будет дорожать дальше, в них уже нет такой необходимости? — Реформировать экономику нужно обязательно, потому что цены на нефть имеют свойство колебаться как вниз, так и вверх. Ожидать, что у нас будут стабильные цены на уровне 50 долларов за баррель, можно, но это очень рискованная стратегия. Структуру нашей экономики необходимо уводить от зависимости от энергоресурсов в сторону диверсификации производства, развивать потенциал увеличения экспорта. И сейчас для этого самое удачное время. Стабилизировалась внутренняя текущая ситуация в плане инфляции и курса рубля, компании и корпорации адаптировались к ценам на кредитные ресурсы. Плюс нужно понимать, что 2017 год — предвыборный. Поэтому декларируются и обсуждаются несколько программ развития экономики до 2025 года. И укрепление рубля, и контрсанкции, которые мы ввели, — предпосылки, которые формируют основу для структурных изменений. — Какие реформы должны быть первоочередными? — Конечно, необходимо комплексно подходить к вопросу реформирования экономики. Мне бы хотелось отдельно выделить три направления. В первую очередь нужно поддерживать и развивать несырьевой неэнергетический экспорт. Это то, что записано в паспортах двух приоритетных проектов развития экономики (по электронной коммерции и развитию международной кооперации и экспорта). Сейчас компаниям, ведущим международную деятельность, наиболее важно выйти на новые рынки, найти надежных покупателей и партнеров. Вторым пунктом я бы выделила поддержку малого и среднего предпринимательства. Здесь можно говорить как об адресной поддержке, так и о системной: о снижении налогов, уменьшении количества фактических проверок, защите прав инвесторов и других. И в-третьих, одна из важнейших задач в области реформирования экономики — организация притока квалифицированных кадров в страну, чтобы запустить процесс технологического обновления. Если сейчас зарубежные страны создают прекрасные условия для российских ученых и их семей, а у нас те же люди будут получать среднюю по России заработную плату — сложно говорить о технологической революции в нашей стране. Важны не только сами меры, а то, как они будут реализованы. Зачастую у нас бывает так, что идея правильная и всеми поддержана, а исполнение подкачало. Поэтому обязательно должны быть выставлены правильные цифровые показатели, KPI. — Можно ли оценить, какие примерно показатели считать удачными на первом этапе? Например, доля несырьевого экспорта или показатели по малым и средним предприятиям. — Если в России в малом и среднем бизнесе занято 25% населения и происходит генерация лишь 20% ВВП (к 2030 году целевое значение — 40%), то в развитых странах цифры кардинально другие. В Германии 60% населения трудится в малых и средних компаниях, и 50% — вклад МСП в ВВП. В Японии — соответственно 78% и 55%. В развивающихся странах, таких как Бразилия, — 30% и 50%. Поэтому здесь России есть к чему стремиться. Что касается несырьевого неэнергетического экспорта, в каждой стране индивидуальная настройка этих параметров. На мой взгляд, необходимо сделать расчеты по генерации ВВП и наполняемости бюджета при ценах на нефть в 30 долларов за баррель. Тогда и станет понятно, какой именно объем несырьевой экономики должен быть, чтобы снизить риски и обеспечить стабильные условия повышения благосостояния граждан нашей страны. — Министр экономического развития Максим Орешкин на форуме пообещал плавные изменения в налоговой системе. Нужно ли менять налоговую систему и что могут представлять собой эти плавные изменения? — Снижение налогов на малый и средний бизнес для экономического роста обязательно. Если нам нужны источники бюджетных денег, то их нужно искать в улучшении эффективности текущих проектов: ставить KPI, смотреть, сколько денег было сэкономлено на проекте. Повышение налоговой нагрузки — наиболее простой механизм, но тут опять же нужно смотреть, каков предел отчислений, при которых экономика не уйдет в тень. — А как насчет прогрессивной шкалы налогов на доходы физических лиц? — Всерьез эта тема пока нигде не обсуждалась, поэтому комментировать ее рано. — Алексей Кудрин сказал, что его Центр стратегических разработок исходит из того, что пенсионный возраст будет повышен до 63 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Однако глава Счетной палаты Татьяна Голикова возразила, что это приведет к уходу части работников в тень. Как вы считаете, пришла ли пора повышать пенсионный возраст? — Я бы смотрела на вопрос шире. Когда мы говорим о повышении пенсионного возраста, то сравниваем себя с развитыми странами Европы, с Австралией. Приведу пример. Если в Германии средняя продолжительность жизни составляет 81 год, то в России это 70 лет. Соответственно, пенсионный возраст в Германии составляет 65 лет. Если в России повысить его до уровня Германии, легко догадаться, какие последствия ждут население. Также нужно иметь в виду еще и уровень медицинского обслуживания и обеспечение лекарствами. Сейчас лекарства очень подорожали, и пожилым людям становится все труднее поддерживать свое здоровье. — Министр труда Максим Топилин говорит, что продолжительность жизни как раз выросла. — Средняя продолжительность жизни в России действительно растет, но все же нам есть куда стремиться. По этому показателю мы находимся на 116-м месте среди 190 стран мира. Мы уступаем таким странам, как Бангладеш, Свазиленд, Северная Корея, Украина. — Готовы ли, по вашему мнению, российские власти перейти к реформам сразу после президентских выборов 2018 года? Могут ли какие-то реформы быть проведены до выборов? — Часть реформ уже проводится. Например, в части инфляционного таргетирования уже фактически проведена реформа — я имею в виду переход на свободное курсообразование, когда Банк России отпустил курс национальной валюты, и теперь он формируется за счет рыночного спроса. Импортозамещение, поддержка экспортеров — это все проводится уже сейчас. Реформы после президентских выборов зависят от того, какая программа развития экономики будет выбрана. Пишется программа Кудрина по постепенному уменьшению бюджетного дефицита и структурным реформам, а есть концепция экономики роста от бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Может быть, будет принято решение о какой-то комбинации или третьем варианте плана. Ориентируясь на эти проекты, можно понять, куда будет стремиться правительство. Беседовала Елена ПЕТЕШОВА, Banki.ru