Большинство ушедших с рынка в 2016 году участников занялись «серым» бизнесом Количество участников разных сегментов новосибирского рынка туристических услуг в 2016 году сократилось в среднем на 35%, сообщил глава Новосибирской ассоциации туристских организаций Дмитрий Микитченко. Впрочем, оставшиеся региональные игроки говорят, что не чувствуют ослабления конкуренции и отмечают разрастание туристического бизнеса «в тени». В 2016 году количество участников новосибирского рынка туристических услуг сократилось в зависимости от сегмента на 30–60%, рассказал „Ъ“ председатель Новосибирской ассоциации туристских организаций Дмитрий Микитченко. Как уточнили „Ъ“ в ассоциации, в 2014 году в Новосибирске насчитывалось около 700 тур­агентств, в 2015 году их количество сократилось примерно до 600, сейчас в регионе работает около 420 таких компаний. «Де-факто большинство из этих турагентств „съехали на дом“, то есть не имеют возможности оплачивать офис и содержать всю необходимую инфраструктуру компании. По сути, они осуществляют деятельность как частные агенты»,— утверждает господин Микитченко. За минувший год, по его словам, количество туроператоров в регионе уменьшилось с 17 до семи. «Не значит, что компании ушли из бизнеса, но они потеряли право на осуществление туроператорской деятельности. Исключение из федерального реестра туроператоров тянет за собой и потерю членства во всех фондах, например „Турпомощи“. Вряд ли можно ожидать, что эти компании восстановятся на рынке в прежнем статусе»,— считает господин Микитченко. По оценкам председателя правления регионального отраслевого союза туриндустрии Сибири Натальи Куцевол, ситуация с сокращением числа участников рынка туристических услуг наблюдается во всех регионах Сибири: «Планомерное уменьшение количества игроков рынка идет с 2014 года, когда началась череда банкротств в связи с экономической ситуацией». По мнению Дмитрия Микитченко, сейчас на региональном рынке остались компании, которые смогли найти свою нишу. В то же время он не исключил дальнейшего сокращения числа участников рынка в связи с изменениями в законодательстве, вступающими в силу в 2017 году и усиливающими ответственность туроператоров. «Одно из условий для туроператоров выездного туризма — формирование персонального фонда ответственности в объеме до 7% от продаж. То есть при оборотах в 200 млн руб. я должен на депозите держать 14 млн руб. Сложно сказать, кто сможет перестроиться под новые требования. В целом по России я ожидаю в 2017 году снижения числа туроператоров в полтора-два раза»,— рассказал он „Ъ“. По данным Новосибирской ассоциации туристских организаций, в 2016 году, согласно итогам выполнения чартерных регулярных вылетов из новосибирского аэропорта, самыми популярными зарубежными направлениями стали Таиланд (78,1 тыс. человек, –7,7% к 2015 году), Китай (67,7 тыс. человек, +30,9%), Вьетнам (30,7 тыс. человек, +8,1%). Наибольшее снижение пассажиропотока отмечено на таких направлениях как Камбоджа (342 человек, –76,9%), Турция (20,6 тыс. человек, –70,5%), наибольший рост — Корея (3,7 тыс. человек, +74,7%), Кипр (12,5 тыс. человек, +74,4%). Участники рынка говорят о том, что, несмотря на официальные данные по уменьшению числа игроков, ослабления конкуренции пока не ощущается. «Рынок туристических услуг — самая серая отрасль бизнеса,— говорит замдиректора ООО „Бюро путешествий „Гран-тур“ Ольга Тимохина. — Целый ряд турфирм закрылся, но клиентов своих они не отпустили, перестроившись в „домашних“ турагентов. Туристы, не боясь, платят физлицу, зная его много лет как работника турфирмы, не понимая, что эта оплата неофициальная и чревата проблемами — никто не гарантирует, что заявленные услуги будут предоставлены. Такие предприниматели не арендуют офисы, не сдают отчеты, вероятно, не платят налоги. Никакого снижения конкуренции, разумеется, нет, и никто не знает точно, сколько реально турагентов работает в городе». При этом госпожа Тимохина отмечает, что в наименее выгодной позиции оказываются легальные участники рынка, которые в условиях снижения турпотока платят зарплаты, проходят проверки Роспотребнадзора и т.д. По ее оценкам, снижение турпотока в 2016 году составило не менее 50%. Гендиректор ЗАО «Туристическое агентство „Афина Паллада“» Эдуард Севостьянов отмечает, что ожидаемого очищения рынка кризисом не произошло: «Конкуренция за счет неоправданных скидок и демпинга никуда не делась. Возможно, что число участников рынка в 2017 году еще скорректируется в сторону уменьшения на 10–15%, но в целом глобальных потрясений в этом году не ждем — рынок туристических услуг сформировался в новых экономических реалиях». Наталья Куцевол отмечает, что сегодня зоной риска становится сегмент самостоятельных бронирований: «Работу агентств по серым схемам нельзя назвать устойчивой бизнес-моделью, тем более что, в связи с увеличением ответственности туроператоров, те будут более внимательно относиться к партнерам по реализации туров. Полагаю, что в итоге серые и черные схемы будут более активно использоваться на интернет-площадках, тем более, что эта сфера пока слабо контролируется законодательством. На волне роста самостоятельного бронирования туристами следует ожидать резкого роста новых сервисов по бронированию туристических услуг». Оксана Павлова

Турагенты шагнули в тень
© Коммерсантъ в Новосибирске