Ещё

Своя рубашка стала лучше? В лёгкой промышленности региона наметился подъём 

Своя рубашка стала лучше? В лёгкой промышленности региона наметился подъём
Фото: АиФ-Новосибирск
Впервые за много лет новосибирские предприятия лёгкой промышленности расширяют производство. Но проблемы дефицита кадров и отечественного сырья по-прежнему тормозят развитие.
Ботинки для военных
Многие эксперты в начале 2016 года предрекали лёгкой промышленности сложные времена. Санкции против оставили отечественные предприятия без импортного сырья, а собственных тканей в  практически не производят. Кроме того, экономический кризис и упавшие доходы населения резко снизили поток шопоголиков. Удивительно: несмотря на все эти трудности, в лёгкой промышленности региона год завершился с положительной динамикой. По данным Новосибирскстата, в  за период с января по октябрь 2016 года объём отгруженной продукции в швейном производстве вырос на 10,8%. Многие предприятия сегодня даже расширяют производство.
«За прошедший год мы приобрели новые швейные комплексы, — похвалился Сергей Юнг, генеральный директор ГК «Обувь России». — Кроме того, в мае открыли линию по производству спецобуви — ботинок для военных и строителей — и приобрели дополнительные производственные площади».
Осваивать новые ниши обувным фабрикам помог запрет на закупку импортных товаров лёгкой промышленности для государственных и муниципальных нужд, введённый в 2015 году.
Сыграл на руку лёгкой промышленности и низкий курс рубля — в сравнении с импортными товарами отечественные стали более привлекательны по цене. При этом в отличие от китайского ширпотреба российские производители делают ставку на качество.
«Обувь я стараюсь брать чаще всего местного производства, — говорит Александра Марчук, жительница Новосибирска. — Такие сапоги и туфли не расклеиваются после первого дождя, и ноги в них устают меньше, колодка удобная. Правда, стоит всё равно она недёшево и выбор моделей иногда оставляет желать лучшего».
Снизить цены не позволяет импортное сырьё. Большинство предприятий ткани, нитки и сырьё для обуви по-прежнему закупает за границей, и их стоимость зависит от курса доллара. И тем не менее спрос на отечественную обувь сегодня растёт. «В прошедшем году он даже превысил предложение, — сообщила Ирина Вавржина, главный бухгалтер ООО „Корс“. — В нашей обуви на дискотеку, конечно, вряд ли пойдёшь, производим, скорее, старую добрую классику, но покупают её неплохо».
Интерес к обуви, произведённой в Новосибирске, проявили и иностранные инвесторы. Как сообщил Александр Люлько, начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска, в ближайшей перспективе в Новосибирске собираются создать единый обувной кластер, финансировать который готовы итальянские компании.
Шьют бабушки
Но нерешённых проблем у новосибирских производителей одежды и обуви по-прежнему много. Главная, как признают участники рынка, — кадровая. В цехах по-прежнему не хватает молодёжи. На производство, где небольшие зарплаты, молодёжь идти не желает. «Оборудование можно купить любое — были бы деньги. Это вопрос нелёгкий, но решаемый, — считает гендиректор ГК „Обувь России“. — А вот освоить и внедрить его в производство — сложнее. Нужны квалифицированные кадры, а их не хватает».
Главной проблемой назвали кадровую и на обувной фабрике «Корс». «На производстве у нас сегодня работают женщины предпенсионного и пенсионного возраста, — призналась Ирина Вавржина, главный бухгалтер предприятия. — Они по-настоящему переживают за своё дело. Говорят: вот мы уйдём на пенсию, кто продолжать будет? Молодёжь на предприятие не приходит, все хотят быть менеджерами. А у нас на производстве работа тяжёлая, но интересная. Коллектив дружный. Человек должен быть не просто стрессоустойчивый, как сейчас модно говорить, а весёлый, с оптимизмом. От однообразной поточной работы устанешь быстро, а сотрудницы у нас и общаются, и песни хором поют, чтобы настроение поднять. Молодёжь с таким настроем найти сложно».
Но дело не только в моральном настрое. Швей для обувной промышленности в регионе практически не обучают. Как объяснила , заместитель директора Новосибирского колледжа лёгкой промышленности и сервиса, чтобы обучить швей для обувной промышленности, нужно другое, специальное оборудование, на котором они потом будут работать на фабриках. Купить его сегодня могут позволить себе далеко не все учебные заведения. Да и оправдают ли себя вложенные средства, если претенденты на эту специальность не выстраиваются в очередь?
А вот на дизайнеров сибиряки идут учиться более охотно. Но работа для них по месту учёбы находится не всегда.
«В декабре я был в  на Всероссийском форуме лёгкой промышленности, на котором молодые дизайнеры представили свои коллекции, — рассказал , гендиректор компании «Соломея». — К сожалению, уровень многих не дотягивает до того, чтобы вот так сразу взять и запустить их модели в массовое производство».
И тем не менее такие мероприятия сегодня нужны и лёгкой промышленности, и дизайнерам. Ведь не секрет, что многие крупные торговые центры не хотят сотрудничать с местными производителями одежды из-за их неповоротливости. К тому же они отстают от моды. По итогам показа в Москве компания «Соломея», по словам гендиректора, запустила 4 стартапа, заключив договоры с молодыми дизайнерами.
«Перспективы есть. Хорошо, что у молодых дизайнеров глаза горят и есть желание работать именно в лёгкой промышленности, — признал Олег Якушев. — Вот только найти работу им гораздо сложнее, чем швеям».
Выгоднее делать самим
Андрей Войнов, директор по развитию холдинга «Сибирский синтепон»:
— В ближайшие два года мы поставили задачу производить своё сырьё — волокно из использованных пэт-бутылок. Сейчас мы всё закупаем за рубежом. В России, в , есть подобное производство, но его качество не очень хорошее. Да и возить получается дороже, чем из  или .
Выйдя на рынок европейской части страны, мы столкнулись с тем, что покупатель обращает внимание не только на цену товара, но и на качество. Спрашивает, из чего именно сшиты изделия, как долго прослужат. Работая на собственном сырье, можно поручиться за качество.
Конкурируем с 
, начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска:
— Наша лёгкая промышленность показала неплохие результаты за год, и сегодня она может конкурировать даже с Китаем. Причина — и в низком курсе рубля, и в уровне заработной платы работников в этой отрасли. У нас она ниже, чем в Китае.
В Новосибирске действует муниципальная программа поддержки промышленных предприятий. Средства выделяются на компенсацию затрат на новое оборудование, погашение части процентной ставки по кредитам.
Финансирование этой программы остаётся на прежнем уровне и в 2017 году.
Шить стали больше
По данным Новосибирск-стата, с января по октябрь 2016 года в Новосибирске больше стали шить пальто и полупальто — на 13,2%, костюмов — на 14,5%, кожаной обуви — на 17,6%. При этом курток пошили меньше на 22,9%, постельного белья — на 16,7%. Инвестиции в швейное производство возросли на 19,9%. Средства вкладывают в новое оборудование и технологии.
Нет своего текстиля
Николай Трещёв, генеральный директор ООО «Фабрика одежды „Приз“:
— Больших изменений в плане расширения производства в 2016 году у нас не было, но произошли качественные изменения в работе. Выделили в отдельную структуру бюро моделирования и технологический отдел. Это позволило сэкономить средства. Пока сырьё идёт — готовимся к производству из него. Кроме того, мы решили, что будем в основном работать на собственные средства, не привлекая кредиты. Из-за скачков курса доллара их потом сложно возвращать.
По-прежнему большой проблемой для производителей одежды остаётся отсутствие отечественного сырья. Наше предприятие 100% тканей и ниток закупает за границей. В основном это Европа — от  до , а также Турция, Китай, Корея. В России своей текстильной промышленности как не было, так и нет. Есть, конечно, комбинаты, которые производят хлопковое полотно для постельного белья, ткани для рабочей одежды и технические ткани, которые используются на производстве как фильтры. А вот с тканями для пошива одежды — шифоном, трикотажем, шёлком и другими — беда, их производят очень и очень мало. И те, что есть, уступают по качеству импортным.
Готовую одежду мы продаём через сеть фирменных магазинов, потому что в крупные торговые центры зайти местным производителям сложно. Сегодня они все как под копирку — в каждом одни и те же бутики с известными зарубежными брендами. Барьеры входа в такие ТЦ для отечественных производителей высокие. Мы пытались наладить сотрудничество с одним из них, но не устроили сроки расчёта — до 90 дней. Идти на предоплату торговые сети не хотели. Условия для нас оказались неприемлемыми, и мы пошли по более контролируемому пути — создали собственные магазины.
Видео дня. Российская Urals стала дороже Brent
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео