"Столыпинский клуб" обсудил политику QE для России
"Столыпинский клуб" проводит открытые экспертные сессии, в рамках которых обсуждаются пункты программы "Стратегия роста", которую планируется представить президенту РФ уже в конце февраля этого года. 19 февраля на базе Финансового института при Правительстве РФ состоялась открытая экспертная сессия "Обеспечение долгосрочного кредита по конкурентным ставкам", в рамках которой состоялось обсуждение политики количественного смягчения для России и обеспечение долгосрочными кредитами по конкурентным ставкам. Как отметили участники дискуссии, в настоящий момент идет финальная работа по поиску точек роста российской экономики. В середине февраля программа "Стратегия роста" будет выставлена на широкое обсуждение, а уже к концу месяца будет направлена на рассмотрение президенту. Системные проблемы Авторы программы выделяют следующие системные проблемы:1. Низкая доступность кредитных средств (вследствие необоснованно высокой ставки рефинансирования) для несырьевого сектора экономики не может быть скомпенсирована ни через специализированные каналы рефинансирования ЦБ, ни через инструмент государственных гарантий, ни через субсидии на покрытие процентной ставки.2. В банковской системе накапливается критический объём невозвратной (просроченной) задолженности.3. Институты развития малоэффективны и недофинансированы.4. Отсутствуют полноценные механизмы рефинансирования ЦБ РФ беззалоговых кредитов в системе проектного и торгового финансирования.5. Регуляторные требования в банковском и валютном законодательстве не позволяют работать банковским активам и ограничивают возможности по привлечению инвестиций.6. Несоответствие уровня развития финансового сектора России объему и задачам обеспечения роста российской экономики.7. Продолжается снижение инвестиций, как в основные средства, так и в человеческий капитал.8. Искусственное ограничение ликвидности сдерживает экономический рост, но не позволяет сдерживать инфляцию, значительная часть которой имеет немонетарный характер.Ставка ЦБ Авторы программы отмечают, что высокая ставка Центрального банка России создает альтернативу реальному кредитованию и не только абсорбирует ликвидность, но и лишает реальный сектор кредитных ресурсов. Ссылки по теме Титов: Столыпинский клуб представит программу Путину Столыпинский институт представил "Стратегию роста" Титов назвал способы стимулирования спроса в России Они также подчеркивают, что ситуация 2015-2016 года характеризуется повышением рентабельности во многих секторах экономики вследствие девальвации рубля и ограничениями для некоторых импортных товаров. В то же время, рост ставок сдерживал кредитование инвестиций и не позволил в достаточной мере воспользоваться полученными конкурентными преимуществами. Поэтому авторы программы считают необходимым менять политику в отношении доступности заемного финансирования.Очевидная низкая доступность кредитных средств подтверждается исследованием Всемирного экономического форума, по результатам которого Россия находится на 57 месте по доступности кредитов из 140 стран. В результате компании развиваются за счет собственных средств (84% по сравнению с 70% в развитых странах).Панельный анализ стран с развивающимися рынками, проводивших политику снижения ставок (Бразилия, Турция, Аргентина, Южная Африка, Южная Корея), показывает, что на этапе снижения ставок (начиная с 2000-х гг.) эластичность кредитной массы к ставке составляет около 0,9. Иными словами, снижение процентной ставки на 10% (процентов, а не процентных пунктов) ведёт к наращиванию кредитной массы на 9%. Эта же эластичность характерна для России на этапе 2008-2010 гг.Плохие кредиты Как отмечают авторы программы, когда в банковской системе накапливается критический объём невозвратной (просроченной) задолженности, возникают системные эффекты: вполне устойчивые банки, ведущие разумную политику, начинают испытывать проблемы с ликвидностью из-за "лифта" риска через банковскую систему через последовательность замены подписей. Распределение "плохих долгов" в российской банковской системе односторонне: 65% всей просроченной задолженности находится в активах всего 4 банков. Это Банк Москвы, Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк. В среднем на середину 2016 года просроченная задолженность занимает 8,5% в кредитах банков предприятиям и населению, составляя на 1.07.2016 1,7 трлн рублей. Это значит, что решение проблемы просроченной задолженности может быть локализовано.Вследствие повышения ключевой ставки и пересмотра условий кредитных договоров "задним числом" объем просроченной задолженности и физических и юридических лиц растет, отмечается в "Стратегии роста". Недофинансированные институты Низкая эффективность институтов развития подтверждается объемами средств, проходящих через эти каналы, их доля от общего объема банковского кредитования составляет менее 1%, пишут авторы программы.В краткосрочном периоде можно частично компенсировать недостаток кредитных ресурсов за счет тиражирования успешного опыта отдельных институтов развития, например, Фонда развития промышленности (ФРП), Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) через их докапитализацию за счет бюджета либо программ рефинансирования ЦБ.Но в долгосрочном периоде решение проблемы доступности кредитов возможно только за счет поэтапного смягчения денежно-кредитной политики.Сокращение государственных инвестиций Авторы программы называют причины сокращения государственных инвестиций – это несогласованные, но одновременные действия госкомпаний, госбанков, бюджета. Снижение государственных инвестиций в 2013 году было обусловлено последствиями кризиса 2009 года. В 2008-2010 гг. Россия потеряла около 700 млрд долл. Из них 211 млрд долл. из золотовалютных резервов были израсходованы на покрытие расходов бюджета и поддержание курса рубля. 234 млрд долл. составили потери в 2009-2010 гг. от падения экспорта к 2008 г. Также с 2009 года бюджет РФ стал дефицитным. В дополнение к этому, начиная с 2008 года в России начался отток капитала, который за восемь лет (2008-2016 гг.) составил 669,5 млрд руб. Начиная с 2014 года на объеме инвестиций начинает сказываться падение цен на нефть: минус 180 млрд долл. от экспорта углеводородов в 2015 году и минус 200 млрд долл. только по итогам 9 месяцев 2016 года. Ограничение доступа к финансовым рынкам привело к снижению объема внешнего долга России: при условии двукратного падения курса рубля сокращение внешнего долга на 215 млрд долл. в 2014-2015 гг. создало дополнительный отток капитала из России. При этом Правительство (через ВЭБ) и ЦБ (через кредиты крупнейшим банкам) помогало гасить внешние долги крупнейшим компаниям. В 2014 году поддержка банков ЦБ составила 14 трлн руб.19, из которых половину получили Сбербанк и ВТБ. Таким образом, геополитический кризис лишь усугубил недофинансирование экономического роста, прежде всего несырьевого частного сектора, что фактически гарантирует падение ВВП в 2017-2020 гг., если не предпринять экстренных мер.Инвестиционный кризис текущего периода означает, что в будущих периодах мы получаем сокращение налогооблагаемой базы снижение долгосрочного потенциала роста экономики.Меры по решению проблем В качестве решения этих проблем авторы программы "Стратегия роста" предлагают изменить вектор денежно-кредитной политики России и перейти от "умеренно-жесткой" к "умеренно-мягкой" контрциклической денежной политике.Для этого необходимо выполнять ряд мер, которые включают следующее:1. Приступить к планомерному снижению ключевой ставки ЦБ (1 полугодие 2017 г. – 8%).2. Дофинансировать институты развития на сумму 700 млрд руб.3. Запустить новые специальные инструменты рефинансирования кредитов ЦБ в системе проектного, торгового финансирования – на сумму 100 млрд руб.4. Создать банк плохих долгов с капитализацией не менее 600 млрд руб. и провести программу реструктуризации задолженности.5. Существенно снизить требования ЦБ по нормированию и резервированию при выдаче коммерческих кредитов.Цели и сроки Цель новой денежно-кредитной политики – обеспечение темпов роста российской экономики на уровне не ниже среднемировых посредством улучшения качества и количества инвестиционных ресурсов в экономике. Необходимо создать условия, прежде всего, в денежно-кредитной политике, позволяющие перейти от рецессии и стагнации к экономическому росту. Этапы реализации: - Этап восстановительного экономического роста (2017-2019 гг.).Реализация перехода от "умеренно-жесткой", а по факту, проциклической и усугубляющей экономический кризис, к умеренно-мягкой, контрциклической денежно-кредитной политике и реализация задачи по форсированному росту инвестиций в экономике.- Этап устойчивого экономического роста темпами выше среднемировых (2020-2025 гг.).Проведение умеренно-мягкой денежно-кредитной политики, обеспечение стабильного развития финансового сектора, обеспечивающего потребности предприятий в доступном и долгосрочном финансировании.