Деньги и слава: на чем прогорел сервис uPages, предлагавший авторам гонорары за просмотры
Авторы, писавшие статьи на портал uPages, пожаловались на то, что система выплаты гонораров не работает по заявленным администраторами стандартам. Вначале сервис казался очень перспективным: каждому журналисту обещали 80% от стоимости рекламного баннера, размещенного на странице с его текстом. Коллективное медиа запустила компания uCoz в ноябре 2016 года. Портал планировалось посвятить авторским статьям, обзорам, советам, переводам и интервью на тему лайфстайла и нон-фикшена. Илья Михеев, директор по маркетингу uCoz, сообщал порталу vc.ru, что «при обычном CTR баннерной рекламы в 0,1%-1% и цене клика в 20−50 рублей баннер рядом с текстом принесет до 500 рублей на тысячу просмотров». Соответственно, чем популярнее статья, тем больше денег получает автор, в том числе с пассивного дохода, когда пик популярности статьи миновал, но ее продолжают читать. На деле оказалось, что статья, собравшая порядка 38 тысяч просмотров, принесла одному из авторов всего лишь 33 рубля. Позже создатели портала вручную перевели ему 919 рублей, но и эта сумма даже близко не походила на заявленные расчеты. Мы попросили двух известных экспертов и медиаменеджеров объяснить, почему так получилось и имеет ли сказочный ресурс перспективу в российских медиа. Главный редактор интернет-издания о бизнесе «Секрет фирмы» Николай Кононов считает идею выплат гонораров за просмотры достаточно несвоевременной. Он говорит, что для успеха подобного предприятия сайту нужны очень большая аудитория и прозрачная система отчетности. Но даже с этими условиями у коллективных медиа будут проблемы: «Рекламная модель потихоньку отмирает, особенно баннерная реклама. Поэтому авторам нельзя предложить ничего сверхъестественного», — сказал он. Для опытного автора такая система тоже не будет привлекательной, убежден Кононов. «Ему важны другие вещи — авторитет площадки и стабильный гонорар», — говорит журналист. По словам Кононова, в системе uPages, даже если она будет реализована на известной площадке, есть существенный минус — перекос мотивации. Владельцу сайта одновременно невыгодно платить популярному автору большие гонорары с рекламы, но удержать его в проекте нужно. Сооснователь и издатель Look At Media Алексей Аметов рассказал «360», что эта модель не нова, ее пробовали и в России и за рубежом, но она нигде не снискала успеха. Проблема, по мнению Аметова, заключается в том, что на монетизацию текста влияют не только просмотры, но и рекламная загрузка сайта. «Допустим, автор написал потрясающий текст, который собрал кучу просмотров — но в январе. А в январе очень мало рекламы, и автор ничего не заработает. А в декабре максимальная рекламная загрузка, и автор за меньшее качество получит больше», — сообщает издатель. Алексей Амётов также поделился информацией о том, что сегодня в разных медиа гонорар выплачивается по-разному. В Look At Media выплаты фиксированы. Издательский дом заранее оговаривает, сколько полагается за какой формат. В других медиа гонорары рассчитывают по комбинированной системе — то есть к гарантированной части присоединяется надбавка за просмотры или за репосты в соцсетях. Продюсер: Мария Мешкова