Воронеж подвёл всю ракетно-космическую отрасль страны. Случилось небывалое: из–за возврата двигателей для ракеты-носителя «Протон–М» на местный механический завод как минимум на 3,5 месяца откладываются все пуски. Провал за провалом 20 января стало известно, что гендиректор воронежского мехзавода Иван Коптев ушёл в отставку. Спустя пять дней выяснились подробности: на завод возвращаются все двигатели для ракеты–носителя «Протон–М» – даже те, что уже установлены на ракеты, доставленные на Байконур. Решение было принято после огневых испытаний. Выяснилось, что при производстве двигателя второй ступени использовался припой, который не соответствует конструкторской документации. В результате вновь откладывается запуск американского спутника связи Echostar–21, остаются на Земле три спутника «Глонасс–М», военный спутник связи «Благовест», телекоммуникационные спутники Hispasat 30W–6 (1F) и Asiasat 9, гидрометеорологический аппарат «Электро–Л № 3» и др. Между тем, не прошло и двух месяцев после предыдущего провала: в начале декабря в небе над Тувой взорвалась ракета «Союз–У», которая несла космический корабль «Прогресс МС–04» с грузом для международной космической станции. В результате ближайшие запуски к МКС тоже было решено перенести, а двигатели ракет «Союз–У» и «Союз–ФГ» – перепроверить. Мутная история Происшествие продолжило серию аварий ракет с двигателями воронежского производства. Одна из них – в мае 2015 года – стоила должности бывшему гендиректору КБХА Владимиру Рачуку и стала хорошей иллюстрацией к истории о хищении у предприятия 92,4 млн руб. через подставную фирму «Криосервис». Впрочем, финал остался открытым: суд одно за другим отменил два уголовных дела. Мехзавод тоже помнит коррупционные скандалы. В 2004 году Анатолия Часовских, бывшего гендиректора, и пятерых его подчинённых обвинили в хищении 40 млн рублей. По мнению следователей, предприятие заключало договоры с несуществующими фирмами, зарегистрированными на утерянные паспорта. Но через несколько лет Анатолия Часовских оправдали. Виновным в мошенничестве оказался лишь его зам Олег Малышев, который получил три года условно и тут же был освобождён по амнистии. Нынешние события тоже не исключают криминальный след: на мехзаводе уже ведут проверку сотрудники следственного комитета, ФСБ и генпрокуратуры. Что же ждёт предприятие, которым гордятся уже несколько поколений воронежцев? В последние годы дела у завода идут не ахти. Санкции и падение цен на энергоносители сильно ударили по нефтегазодобывающим предприятиям, для которых мехзавод производил более 200 наименований оборудования, – количество заказов упало. С 1 июня 2015 года большинство – 3,5 тыс. из 5,8 тыс. – сотрудников – перевели на четырёхдневную рабочую неделю. Правда, тех, кто трудится над так называемой «спецтехникой» – ракетными двигателями – эти меры не коснулись. Первоначально руководство заявляло, что сокращённый режим работы будет действовать до конца года, но отменили его совсем недавно – 1 ноября 2016 года. Число сотрудников завода уменьшилось – сегодня их 4,8 тысячи. Отдали в подчинение Последние события, без сомнения, – удар по престижу завода, региона и всей ракетно–космической отрасли. Специалисты считают ситуацию очень серьёзной: с проверками двигателей «Союзов» и «Протона» страна почти лишилась возможности летать в космос. Впрочем, другие эксперты, напротив, смотрят на ситуацию с оптимизмом: своевременное решение об отзыве двигателей может говорить о более серьёзном подходе к контролю качества. Ведь убытки из–за переноса пуска в любом случае меньше, чем потери из–за возможной аварии. В субботу разбираться в ситуации на ВМЗ приехал куратор российской «оборонки» Дмитрий Рогозин. Вице–премьер не скрывал своих чувств. «Героев», которые допустили подмену в технологии и прекрасно знали, что это может повлечь, нужно знать в лицо, – заявил он. – Их нужно предъявить всему честному народу и вывести на сцену. Это дело не только правоохранительных органов, но и наше». Вице–премьера заинтересовали и условия труда: вряд ли стоит надеяться, что получающие копейки рабочие и инженеры смогут обеспечить качество, достойное космической отрасли. Руководство ВМЗ озвучило среднюю зарплату – 33 тыс. руб., – что напомнило шутку про среднюю температуру по больнице. «Люди должны быть заинтересованы в том, чтобы работать качественно, – сделал вывод вице–премьер. – Завод надо встроить в кооперацию с другими предприятиями отрасли. Также необходимо повысить мотивацию к труду. Зарплата должна быть выше средней по городу и области». Для этого, по мнению зампреда правительства, нужно обеспечить завод стабильными заказами от предприятий энергетической отрасли. Итоги совещания Дмитрий Рогозин озвучил в своём «Твиттере»: «Все виновные в подмене технологии и документации будут жёстко наказаны. Три «Протона–М» будут разобраны. Двигатели 2–й и 3–й ступеней заменены. Пуски «Протона–М» будут возобновлены через 3,5 месяца. Воронежскому механическому заводу будет оказана экономподдержка для техперевооружения. Поблагодарил Центр Хруничева, специалисты которого сумели выявить допущенный в Воронеже брак и не допустить аварии». Было принято и ещё одно решение: «Поручил лидеру космического двигателестроения НПО «Энергомаш» немедленно навести порядок на Воронежском механическом заводе, допустившем брак». Расположенное в Химках НПО «Энергомаш» им. академика Глушко выпускает двигатели третьей ступени «Протона», самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель РД–170/РД–17, который экспортирует в США, и другие изделия. Ещё на прошлой неделе в НПО «Энергомаш» заявили, что «Роскосмос» поручил ему реформировать российское двигателестроение, а в понедельник стало известно о том, что ВМЗ передан под его управление. Послужит ли потеря самостоятельности на пользу мехзаводу, неизвестно. Мало внимания Дмитрий Нечаев, политолог: «В 90-е и 2000-е годы в Воронежской области прошла деиндустриализация. Большинство предприятий, которые составляли гордость воронежской индустрии, исчезли. Самый яркий случай - концерн «Энергия», который стал жертвой рейдерского захвата, совершённого воронежскими бизнесменами и региональной властью. Но даже при толковом губернаторе Гордееве никто не смог дать ума оставшимся предприятиям, составляющим сердцевину промышленного комплекса. Так сложилось, что кураторы промышленности были профессионально неподготовлены. Начали возникать проблемы даже у оборонных предприятий, которые напрямую финансируются по линии оборонзаказа. Мне представляется, что если бы на региональном уровне были толковые вице-премьеры, а не Беспрозванных и Верховцев, многих проблем можно было бы избежать. Кураторы лоббировали бы интересы предприятий на федеральном уровне, выезжали на них, вникали в суть проблем, помогали, чем могли. Федеральный центр уделяет внимание воронежским предприятиям, но этого недостаточно». Обыкновенное головотяпство Дмитрий Ломсадзе, экономист: «Это не только беда оборонного комплекса. Качество российского менеджмента оставляет желать лучшего. Проблема ответственности за производимые изделия не зависит от специфики отрасли. Понятно, что возврат протоновских двигателей - резонансное событие, к расследованию инцидента привлечено всеобщее внимание. Это системная ошибка, организация процессов контроля качества, приёмки продукции - вся цепочка будет внимательно рассмотрена и проанализирована. Вряд ли это вредительство. Скорее всего, обычное российское головотяпство, упущение в работе управленческого персонала».