На каждую бутылку — по антенне

Специалисты Минкомсвязи по поручению правительства оценили перспективы оснащения алкогольных акцизных марок радиочастотными метками (RFID) и сочли инновацию целесообразной. Как рассказали «Известиям» в ведомстве, метки затруднят подделку марок и таким образом повысят собираемость акцизов. Минкомсвязи подготовило доклад в правительство, в котором сообщает о целесообразности оснащения акцизных марок для алкоголя дополнительной защитой — радиочастотными метками. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе Минкомсвязи. Пресс-секретарь вице-премьера Александра Хлопонина (курирует алкогольную отрасль) Наталья Платонова сообщила, что ранее правительство поручало Минкомсвязи проработать вопрос о целесообразности оснащения алкоголя радиочастотными метками. От министерства ждут доклада по данному вопросу в феврале. Больше акцизов — Радиочастотные метки (RFID) позволят оптимизировать отдельные логистические процессы, а также сильно затруднить копирование и подделку акцизных марок, что в итоге должно повысить собираемость акцизов по данному типу продукции, — сказали в Минкомсвязи. Сейчас ФНС не жалуется на собираемость акцизов. В конце прошлого года глава службы Михаил Мишустин отчитался президенту, что за 10 месяцев 2016 года алкогольных акцизов собрали на 25% больше, чем годом ранее. Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз полагает, что увеличить собираемость акцизов с помощью RFID-меток для алкоголя не удастся — всё спиртное и так уже фиксируется в системе ЕГАИС (государственная система учета оборота спирта и алкогольных напитков). По словам эксперта, алкогольная акцизная марка стоит 1,8 рубля за штуку и целесообразно использовать метки лишь в случае, если они будут стоить столько же или дешевле. В Минифине сообщили, что пока не получали доклад Минкомсвязи и, соответственно, не готовы оценить эффективность внедрения RFID-меток для собираемости налогов. Не поступал документ и в Минэкономразвития. На сколько подорожает водка По мнению представителей Минкомсвязи, «при достаточном объеме тиража» стоимость одной радиочастотной метки составит 2 рубля и меньше, поэтому заметного удорожания алкоголя не будет. Производители RFID-меток полагают, что метки обойдутся дороже. Директор по связям с общественностью «Микрона» Алексей Дианов считает, что стоимость одной метки будет больше двух, но менее 10 рублей. Менеджер по маркетингу «РСТ-Инвент» Евгений Слепакуров полагает, что стоимость одной метки составит 4–5 рублей. При этом не исключено, что отечественные производители не смогут произвести нужное количество меток. Ранее, когда вопрос оснащения акцизных марок RFID оценивало Росалкогольрегулирование (РАР), ведомство посчитало, что может потребоваться порядка 5 млрд единиц продукции в год. — «Микрон» сейчас может выпускать более 500 млн таких меток в год с возможностью при необходимости быстро нарастить выпуск до 1 млрд в год, — рассказал Дианов. «РСТ-Инвент» говорит о готовности выпускать до 100 млн меток ежегодно. Третий крупнейший российский производитель RFID-меток, «Галилео Нанотех», воздержался от комментариев. Производители отмечают, что конечная цена будет зависеть от тиража и функционала меток. Начальник Контрольно-финансового управления ФАС России Владимир Мишеловин отмечает, что еще не оценены последствия новации для алкогольного бизнеса. — Реализация этого проекта потребует детальной проработки и общественного обсуждения. В первую очередь нужно будет ответить на следующие вопросы: не будет ли это являться дополнительным барьером с точки зрения процедуры нанесения и затрат, доступности для участников рынка, в том числе импортеров, как будет осуществляться контроль на всех этапах, какие существующие элементы контроля будут отменены, — сказал Владимир Мишеловин. Он добавил, что ФАС рассматривает идею «позитивно с точки зрения развития информационных технологий». Владимир Мишеловин уточнил, что доклад Минкомсвязи еще не был представлен службе. Бонус для торговцев В Минкомсвязи отмечают, что метки можно использовать при сканировании информации для ЕГАИС вместо используемых сейчас штрих-кодов. — Метка лучше тем, что позволяет осуществить мгновенный учет больших партий товара. Например, с помощью сканера радиочастотных меток можно мгновенно учесть один или несколько ящиков алкогольной продукции (отдельные сканеры позволяют считывать более сотни единиц товара в секунду), тогда как ручное считывание штрихкода предполагает последовательный учет каждой бутылки, которая должна находиться в прямой видимости для сканирования, — объяснили в Минкомсвязи. В качестве других преимуществ радиочастотных меток чиновники перечисляют высокую защищенность от воздействия внешней среды, срок службы не менее 10 лет, значительно больший объем хранимых данных в сравнении со штрихкодом (до 512 тыс. байт вместо 100 байт). Кроме того, применение RFID-меток обеспечит поддержку отечественных предприятий микроэлектроники, отмечают в Минкомсвязи. В пресс-службе Росалкогольрегулирования воздержались от комментариев. Также об оснащении алкоголя RFID-метками ранее говорили в Минпромторге. Ведомство сообщало о планах использовать радиочастотные метки «при реализации товаров народного потребления, меховых изделий и алкоголя» для борьбы с контрафактом. Использование меток для шуб стало обязательным с 1 января этого года. RFID-метки для меховых изделий изготавливают на Гознаке и предлагают приобрести производителям и продавцам по цене 15–22 рубля за штуку (в зависимости от вида). Комментариев о перспективах внедрения RFID-меток на алкоголь в Минпромторге не предоставили.

На каждую бутылку — по антенне
© Известия