Tax free распространят на все товары
В пилотном проекте система tax free в России будет распространяться на все категории товаров. Об этом сообщили в Минфине, где соответствующий законопроект сейчас находится на согласовании. Ранее предполагалось, что вернуть налог по системе tax free можно будет только за непродовольственные товары, однако Минпромторг настоял на расширении перечня. Базовые параметры закона о пилотном проекте системы tax free в России «практически согласованы» Минфином, сообщил «Известиям» представитель ведомства. Он уточнил, что для снятия НДС «суммироваться будут все товары, приобретенные в магазине». Соответственно, tax free будет распространяться и на продовольственные товары, хотя ранее этого не предполагалось. На расширении перечня настаивал Минпромторг в своем письме в Минфин, которое было направлено в августе прошлого года (копия есть в «Известиях»). — Систему планируем запустить в течение 2017 года. Минимальная сумма покупки не изменилась — 10 тыс. рублей, — добавил представитель Минфина. Он уточнил, что некоторые аспекты системы еще предстоит доработать. Например, установить количество дней, в течение которых туристы смогут вернуть сумму НДС. Вопрос о сроках реализации пилотного проекта пока остается открытым. — Конкретного временного диапазона пилотного проекта мы не определили, будем отслеживать ситуацию, — сказали в Минфине. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов напомнил, что пилотный проект tax free планируется запустить в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Сочи. Города определены по популярности и направлению туристических потоков и «шоп-туров». По данным Ростуризма, лидер в привлечении иностранных туристов — Москва (1,827 млн человек в год), на втором месте — Санкт-Петербург (900,5 тыс. человек), далее следуют Краснодарский край (288,6 тыс. человек) и Московская область (139,5 тыс. человек). В пилотном проекте tax free cмогут принять участие организации, не имеющие непогашенной задолженности по начисленным суммам налогов, пеней и штрафов. При этом сумма выручки магазина должна быть не менее 100 млн рублей в год. Предполагается, что первыми в эксперименте примут участие ГУМ, Петровский пассаж, ТЦ «Весна», ЦУМ, «Барвиха Luxury Village» и «Крокус Сити Молл». — Сегодня мы продолжаем получать запросы от потенциальных участников этой программы. Их перечень не будет закрытым: как только эксперимент стартует, мы будем оперативно направлять новые заявки в Минфин, — отметил Виктор Евтухов. Глава Ростуризма Олег Сафонов рассчитывает, что внедрение tax free принесет дополнительные средства в российскую экономику. — Для примера, только китайские туристы ежегодно тратят в России более $2 млрд, и стимулирующие меры способны в сжатые сроки увеличить эту сумму, — отметил Виктор Сафонов. Ранее Минпромторг прогнозировал, что рост торгового оборота после введения tax free может составить от 33 млрд до 500 млрд рублей. Гендиректор исследовательского центра «Международная торговля и интеграция» Владимир Саламатов уточняет, что туристы чаще всего приобретают мелкие предметы народных промыслов или другие сувениры, которые будут напоминать им о поездке в Россию. — Кроме этого, например, китайские граждане активно покупают брендовую одежду, в том числе и российских дизайнеров. Если погулять по Никольской улице в Москве, то можно найти целый ряд магазинов, где очень интересная и оригинальная одежда, которая соответствует самым изысканным вкусам. И в данной ситуации tax free будет работать на наших производителей и дизайнеров, — считает Владимир Саламатов. Продовольственных категорий в числе наиболее популярных у иностранцев товаров эксперт не назвал. Гендиректор Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков отметил, что из продовольственных товаров иностранцы могут захотеть вернуть НДС разве что за черную икру и некоторые другие дорогие деликатесы узкого сегмента. — В Европе tax free действует в основном на сегмент non-food, это будет наша национальная особенность, — заметил эксперт. Справка «Известий» Система tax free подразумевает возврат суммы налога на добавленную стоимость покупателям-иностранцам и уже действует в 40 странах мира. Активное обсуждение о присоединении к проекту в России началось в 2016 году. В 2017 году планируется провести эксперимент в отдельных регионах, после которого уже с 1 января 2018 года (к чемпионату мира по футболу-2018) система начнет функционировать на всей территории России.