Ещё

Аудиторы не оценили сельхозлизинг 

Механизм лизинга не оказывает достаточного влияния на решение задачи технологической модернизации отечественного агропромышленного комплекса. К такому выводу пришли в , где была проведена проверка эффективности деятельности в 2013—2015 годах и за девять месяцев 2016 года по реализации механизма финансовой аренды (лизинга) сельскохозяйственной техники.
Отчет о результатах контрольного мероприятия был рассмотрен коллегией Счетной палаты РФ под председательством . Объектами проверки помимо «Росагролизинга» указаны , АО «Петербургский тракторный завод», , .
В соответствии с долгосрочной программой развития „Росагролизинга“ до 2020 года, основной задачей компании является техническая и технологическая модернизация производственной и социальной инфраструктуры села в целях развития инновационной национальной экономики и конкурентоспособного отечественного АПК, напоминают в СП.
Активы не успевают за капиталом
Как было отмечено на коллегии, в проверяемый период размер уставного капитала АО „Росагролизинг“ формировался исключительно за счет средств федерального бюджета и составил на 1 января 2016 года 83,1 млрд рублей, увеличившись с 1 января 2013-го на 4,2 млрд, или 5,4%.
Справочно:
В соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, в 2013-м в уставный капитал „Росагролизинга“ из федерального бюджета было направлено 2,2 млрд рублей, в том числе 2 млрд в целях технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства и 242,4 млн — в целях сокращения задолженности по лизинговым платежам сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от крупномасштабного наводнения в регионах Дальневосточного федерального округа.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 21 закона о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и пунктом 45 плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, из федерального бюджета было направлено 2 млрд рублей в целях реализации программы льготного лизинга современной высокопроизводительной сельхозтехники российского производства и поддержки экспорта, а также повышения обеспеченности региональных сельхозтоваропроизводителей техникой и оборудованием для своевременного проведения сезонных полевых работ в 2015 году.
Ключевые показатели эффективности деятельности „Росагролизинга“ (прирост лизингового портфеля и ROIC — коэффициент рентабельности инвестированного капитала) были запланированы в 2015 году с отрицательными значениями. При этом фактические значения этих показателей были лучше плановых, указывают в СП.
Кроме того, значение показателя эффективности использования бюджетных инвестиций в сумме 2 млрд рублей (процент собираемости по лизинговым договорам, заключаемым в рамках освоения предоставляемых бюджетных средств) фактически составило в 2015 году 104,5% при установленном плановом значении в размере более 80%. Количество фактически поставленной в 2015 году сельхозтехники превысило плановые показатели на 6,7% и составило 791 единицу.
В целом в проверяемом периоде обществом был получен убыток в сумме 22,65 млрд рублей. „Возникновение убытка связано главным образом с формированием резерва по сомнительным долгам по просроченной задолженности по договорам лизинга, заключенными в основном до 2010 года. По состоянию на 31 декабря 2015 года величина просроченной задолженности составила 28,4 млрд рублей, или 36% к остатку обязательств к оплате по договорам финансовой аренды (лизинга). При этом в структуре просроченной задолженности 4,52 млрд рублей приходилось на договоры коммерческого лизинга“, — указано в сообщении СП.
»Несмотря на увеличение уставного капитала, лизинговый портфель по договорам финансовой аренды (лизинга) сельскохозяйственной техники за 2013—2015 годы сократился на 5,7% — с 51,3 миллиарда до 48,4 миллиарда рублей. При этом количество передаваемой в лизинг сельхозтехники за этот период также сократилось — на 16,6%», — сообщил на коллегии аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Одной из причин сокращения лизингового портфеля явилось расторжение договоров лизинга, ранее заключенных компанией с лизингополучателями, изъятие сельхозтехники и ее последующая реализация по договорам купли-продажи с дисконтом 35,1% от ее балансовой стоимости, отмечают аудиторы. Так, за 2013—2015 годы и отчетный период 2016 года «Росагролизингом» была изъята 6 771 единица сельхозтехники на сумму 4,3 млрд рублей, из которой по договорам купли-продажи реализовано 5 510 единиц на сумму 2,3 млрд Убыток, полученный «Росагролизингом» от реализации изъятой техники, составил 1,5 млрд рублей, следует из доклада СП. Основной причиной возникновения такой ситуации стала завышенная по сравнению с ценами производителей цена сельхозтехники, переданной по договорам лизинга, которые были заключены в основном до 2010 года.
В результате полученные «Росагролизингом» убытки привели к сокращению стоимости чистых активов, которые на 1 января 2016 года составили 59,96 млрд рублей. Впервые, как подчеркнул Жамбалнимбуев, размер чистых активов «Росагролизинга» стал меньше уставного капитала в 2013 году.
При этом аудитор отметил, что, согласно закону, если по окончании 2016 года стоимость чистых активов «Росагролизинга» по-прежнему будет меньше его уставного капитала, то компания до 1 июля 2017-го должна будет принять решение либо об уменьшении уставного капитала до величины чистых активов, либо о ликвидации.
Новость
Проверка также показала, что в отчетный период «Росагролизинг» размещал (в основном с целью обеспечения кредитов, взятых в 2007—2009 годах) средства возвратных лизинговых платежей на депозитных счетах. По данными бухгалтерской отчетности, объем денежных средств, размещенных «Росагролизингом» на депозитных счетах, по состоянию на 1 октября 2016 года составил 4,5 млрд рублей.
Кроме того, проверкой установлено, что с июня 2015 года средства в сумме 254,9 млн рублей были размещены лизинговой компанией на депозитных счетах в , у которого в ноябре 2015 года была отозвана лицензия. В этой связи возникают существенные риски невозврата размещенных средств, предупреждают аудиторы.
Неторопливое импортозамещение
Согласно результатам проверки, за 2013—2015 годы и девять месяцев 2016-го «Росагролизингом» было передано сельхозтоваропроизводителям по договорам финансовой аренды (лизинга) 17 740 единиц техники на сумму 43,9 млрд рублей. Причем за девять месяцев 2016 года объем переданной в лизинг сельхозтехники увеличился как в стоимостном, так и в количественном выражении, составив 4 643 единицы на сумму 14,1 млрд рублей — на 1 635 единиц и 5,5 млрд рублей (в 1,6 раза) больше, чем за аналогичный период 2015 года.
Как показала проверка, из приобретенных в первом полугодии 2016 года 3 946 единиц техники на сумму 10,4 млрд рублей 21,3% (900 единиц на 2,2 млрд рублей) были произведены из машинокомплектов иностранного и белорусского происхождения, что, как указывают в СП, свидетельствует о недостаточной эффективности принимаемых «Росагролизингом» мер по стимулированию спроса на российскую сельхозтехнику и снижению зависимости производителей сельхозтехники от импорта зарубежных технологий.
Аудиторы напоминают, что, в соответствии с «Основными принципами использования средств уставного капитала», утвержденными советом директоров компании, при выборе поставщика приоритет должен отдаваться отечественным производителям сельскохозяйственной техники. Кроме того, директивами правительства от 5 марта 2015 года было предусмотрено плановое и поэтапное замещение «Росагролизингом» закупок иностранной сельхозтехники на отечественную.
В СП отмечают, что закупаемая «Росагролизингом» по федеральному лизингу сельхозтехника российского производства соответствовала установленному советом директоров компании минимально допустимому уровню локализации производства в размере от 30% до 50% для предприятий, осуществляющих преимущественно сборочное производство сельхозтехники.
Кроме того, в долгосрочной программе развития «Росагролизинга» отсутствуют показатели эффективности мероприятий по импортозамещению, направленных на плановое и поэтапное замещение закупки иностранной техники закупкой эквивалентной по техническим характеристикам и потребительским свойствам российской продукции.
На эффективности деятельности лизинговой компании также отражается увеличение кредиторской задолженности перед поставщиками, которая на 1 октября 2016 года составила 3,8 млрд рублей.
В то же время, согласно бухгалтерской отчетности, дебиторская задолженность поставщиков сельхозтехники на 1 января 2016 года по сравнению с началом 2013 года сократилась на 9% и составила 6,9 млрд рублей. Наибольший объем дебиторской задолженности в сумме 4,2 млрд рублей (55%) на 1 января 2013 года сложился по ООО «Агромашхолдинг». В целях установления порядка погашения этой задолженности были утверждены мировые соглашения со сроком реализации до 31 декабря 2014 года. Однако в срок они исполнены не были, и за 2013—2016 годы дебиторская задолженность сократилась лишь на 6,6%.
По итогам анализа деятельности предприятий-производителей (ООО «Комбайновый завод „Ростсельмаш“ и АО „Петербургский тракторный завод“) Счетная палата пришла к выводу, что система господдержки в виде возмещения затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники в целом привела к росту объемов их производства, увеличению рентабельности и выходу из убыточности. В то же время проверка показала, что процесс ценообразования на отдельных заводах-производителях недостаточно обоснован.
Так, анализ основных показателей реализации продукции комбайновым заводом „Ростсельмаш“ через дилерские сети и „Росагролизинг“ показал, что, исходя из достигнутой заводом рентабельности, основная прибыль „Ростсельмаша“ формируется за счет субсидии из федерального бюджета. При этом реализация продукции через дилерские сети осуществляется с более высокими „дилерскими“ скидками, чем через „Росагролизинг“: скидка дилеру от субсидируемой цены доходила до 25%, а для „Росагролизинга“ была практически вдвое меньше. Соответственно, можно сделать вывод, что часть своих издержек „Ростсельмаш“ перекладывает на „Росагролизинг“, указывают в СП.
»Формально закон не нарушен, однако, учитывая, что «Ростсельмаш» применяет по сути «котловой» метод учета затрат, при рассмотрении ответственными ведомствами вопроса о предоставлении субсидии необходим более детальный анализ ценообразования», — отметил в ходе своего выступления на коллегии СП аудитор .
Кроме того, аудитор указал, что выданные Минпромторгом России без наличия на то правовых оснований заключения о соответствии ЗАО «СП „Брянсксельмаш“ критериям, утвержденным постановлением от 27 декабря 2012 года № 1432, позволили заводу-изготовителю получить субсидии из федерального бюджета на общую сумму 36,1 млн рублей.
Коллегия приняла решение направить представление в АО „Росагролизинг“, информационное письмо в правительство РФ и обращение в . Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты российского парламента.
По материалам Счетной палаты РФ
Видео дня. День шопинга: как потратить деньги с умом
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео