Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

К чему приведет Америку укрепление доллара После избрания президентом США начался период укрепления доллара. По тем же причинам, по каким он начался в 1980-е годы после избрания и с такими же важными последствиями для глобальной экономики. За три недели после избрания Дональда Трампа президентом США курс доллара по отношению к ведущим мировым валютам показал едва ли не самый быстрый рост в своей истории (3%), а за восемь недель увеличился на 6%, до наивысшего уровня за 14 лет. Доходность американских облигаций с десятилетним сроком погашения увеличилась с 1,7% годовых до 2,3%. Это должно привлечь иностранных инвесторов, которые будут менять свои валюты на доллары, чтобы приобретать облигации. В свою очередь, рост доходности объясняется ожиданиями мировых финансовых рынков, что при Дональде Трампе снижение налогов и рост расходов на инфраструктуру и оборону увеличат бюджетный дефицит, повысив потребность бюджета в заемных средствах. «Кроме того, бюджетный дефицит может привести к ускорению инфляции, а это побудит американскую к новым повышениям процентной ставки и сделает американский финансовый рынок еще более привлекательными для иностранных инвесторов». Кроме того, спекулянты полагают, что снижение налогов может побудить транснациональные корпорации вернуть часть своих средств в США -- а для того чтобы это сделать, необходимо перевести эти средства в доллары, что должно увеличить общемировой спрос на американскую валюту и повысить ее курс. Наконец, валютные трейдеры могли обратить внимание на то, что сейчас правительства, банки и компании за пределами США имеют номинированных в долларах долгов на $9,7 трлн. При этом $3,3 трлн приходятся на развивающиеся страны. Для обслуживания и погашения этих долгов нужны доллары, что также повышает общемировой спрос на американскую валюту. Здесь можно вспомнить, что с 1980 год по 1985 год доллар по отношению к ведущим мировым валютам подорожал на 50% (cм. график). Это парадоксальным образом сказалось даже на советских гражданах, точнее, совзагранработниках, которым зарплата начислялась в долларах, а выдавалась в чеках "Внешпосылторга". Скажем, в 1983 году за доллар внезапно стали давать четыре с половиной чека -- а в бухгалтерии на недоуменные вопросы, почему так много, поясняли, что доллар в мире очень подорожал. История с долларом случилась следующая. Как пишет британский историк , "после избрания президентом Рональд Рейган нанял бюджетного волшебника Дэвида Стокмана для того, чтобы сократить государственные расходы на социальное обеспечение. Однако Стокману не удалось объяснить свой план в понятных для Рейгана терминах с помощью простейших графиков. Рейган план отверг, и результат был катастрофический. Так называемая рейганомика показала вопиющий разрыв между теорией и практикой. В теории к 1986 году в бюджете должен был образоваться профицит в $28 млрд. На практике же за пять лет совокупный дефицит составил $1193 млрд. В последний год президентства на обслуживание государственного долга тратилось 10% бюджетных доходов, а при Рейгане -- 15%". При росте бюджетного дефицита и увеличении стоимости обслуживания госдолга стали более привлекательными американские облигации -- в США стал направляться иностранный капитал, и курс доллара автоматически повысился. Еще одной чертой первого срока Рональда Рейгана стало повышение процентной ставки ФРС. Как указывает американский исследователь Джеймс Пикардс, "покупательная способность доллара упала с 1977 по 1981 год на 50%. Несмотря на надежды, что слабый доллар вызовет экономический рост за счет увеличения экспорта, США испытали с 1973 по 1981 год три рецессии. В глазах многих мир сошел с ума. Для возрождения веры в доллар нужны были новые лидеры и новая политика. Это случилось, когда президент Джимми Картер назначил в августе 1979 года главой ФРС и когда в ноябре 1980 года был избран президентом Рональд Рейган. Волкер сразу взялся за дело, подняв процентную ставку ФРС до рекордных 20% годовых в июне 1981 года с целью борьбы с инфляцией. И такая шоковая терапия сработала: инфляция упала с 12,5% в 1980 году до 1,1% в 1986-м. В свою очередь, Рональд Рейган снизил налоги, и это стало причиной того, что с 1983 по 1985 год американский ВВП вырос на 16,6% -- самый большой рост в истории за три года. Таким образом Волкер с Рейганом создали сильный доллар: иностранный капитал направился в США, привлеченный как высокой процентной ставкой, так и высокими темпами экономического роста. Однако в условиях сильного доллара дефицит в торговле с Японией и Германией вырос, так как американцы бросились покупать немецкие автомобили и японскую электронику. Безработица также оставалась высокой. К началу 1985 года профсоюзы и промышленники стали требовать ограничить импорт и стимулировать экспорт -- в частности, девальвировать доллар. Японцы и европейцы не хотели этой девальвации, однако они также не хотели, чтобы США снова ввели специальный налог на импорт, как они это сделали в 1971 году". Дело кончилось тем, что в сентябре 1985 года министры финансов США, ФРГ, Японии, Франции и Великобритании собрались в отеле "Плаза" в Нью-Йорке и договорились искусственно снизить курс доллара, а центральные банки этих стран выделили на валютные интервенции против доллара $10 млрд. После этого с 1985 по 1988 год курс доллара упал на 40% по отношению к французскому франку, на 50% по отношению к японской иене и на 20% по отношению к западногерманской марке. «Сейчас о новом соглашении с целью снизить курс доллара речь не идет -- страны еврозоны и Япония борются c низкой инфляцией и вовсе не заинтересованы в повышении курсов своих валют». Тем более путем ужесточения денежной политики, так как сверхмягкую политику они проводят в попытке хоть как-то ускорить свой экономический рост. Поэтому в условиях высокого курса доллара американские власти уже проявили склонность к протекционизму. До введения специального налога на импорт дело не дошло, но после инаугурации Дональд Трамп сразу подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства (ТТП). Договор о создании этого партнерства был подписан в октябре 2015 года в американской Атланте, и это стало важнейшим событием в мировой торговле со времен создания . В ходе этих переговоров их участники говорили как раз о соглашении XXI века. В случае с ТТП (как и в случае с ВТО) важнейшими лицами были развивающиеся страны. Первоначальный вариант ТТП был учрежден еще в 2005 году четырьмя странами: Брунеем, Чили, Сингапуром и Новой Зеландией -- то есть с самого начала большинство в организации составляли развивающиеся страны. Затем к переговорам о расширении ТТП, длившимся семь лет, присоединились другие развивающиеся страны: Перу, Вьетнам, Малайзия и Мексика, которые в итоге вошли в число двенадцати стран, подписавших соглашение о создании ТТП в его нынешнем виде. Другие развивающиеся страны выразили заинтересованность во вступлении в ТТП: Филиппины и Колумбия заявили об этом в 2010 году, Тайвань и Южная Корея -- в 2013 году. Среди индустриальных стран, вошедших в ТТП, кроме Новой Зеландии соглашение подписали США, Япония, Канада и Австралия. В целом на членов ТТП приходится 40% мирового ВВП. Соглашение о создании ТТП предусматривает значительную либерализацию торговли товарами. ТТП должно привести к полной ликвидации тарифов на 18 тыс. американских экспортных товаров -- и сравнимые тарифные выгоды получат 11 остальных стран-участниц. Как заявляли при подписании соглашения представители США, ТТП создаст "правила дорожного движения для торговли". Канада открывает свой рынок молочной продукции, Япония -- свой рынок говядины. Более того, ТТП устанавливает минимальные стандарты для защиты прав интеллектуальной собственности, прав наемных работников, а также природной среды (для развивающихся стран особенно важно требование ограничить вырубку лесов и вылов рыбы, в том числе пресноводной: рыбная отрасль, например, является одной из главных в экономике Вьетнама). Во всех странах--участницах ТТП должны соблюдаться правила Международной организации труда, устанавливаться минимальная зарплата и ограничиваться количество рабочих часов. В ряде случаев это потребовало значительных уступок со стороны развивающихся стран: в частности, Вьетнам был вынужден взять на себя обязательство разрешить создание профсоюзов, не контролируемых . Также именно на развивающиеся страны рассчитано требование ограничить поддержку госпредприятий в интересах международной конкуренции. Это важно прежде всего для Малайзии и Вьетнама. Вместе с тем в ходе переговоров развивающиеся страны добились некоторых уступок от индустриальных стран. Например, Чили и Перу настояли на том, чтобы производители лекарств были защищены от конкуренции со стороны развивающихся стран в течение не 12 лет, как этого первоначально требовали США, а пяти. В любом случае, соглашение о ТТП является первым значительным многосторонним внешнеторговым соглашением с 1995 года, когда начала действовать ВТО (в рамках ВТО ее участники пытаются с 2001 года договориться о новом соглашении, но в организацию входит 161 развивающаяся и индустриальная страна, и договориться им никак не удается). ТТП и ВТО объединяет одно важное обстоятельство. Ни в той ни в другой организации при создании не участвовали такие важные развивающиеся страны, как Китай и Россия. Что касается России, то ее пока общемировое укрепление доллара не затронуло. Потому что мировые цены на нефть, которые в начале 1980-х рухнули (что привело к краху СССР), сейчас растут.