В декабре прошлого года банки зафиксировали всплеск интереса граждан к заемным средствам. Особенно к POS-кредитам, которые выдаются в торговых точках. В некоторых организациях рост в этом сегменте доходил до 15–20%. В итоге продажи в рознице отдельных товаров, на которые в большей степени рассчитано POS-кредитование, подскочили в последний месяц года почти на 50%. В декабре 2016 года банки зафиксировали значительный рост в сегменте POS-кредитов. Как рассказал глава ВТБ24 Михаил Задорнов, в последний месяц прошлого года объем займов, которые были выданы в торговых точках, увеличился на 7% в сравнении с ноябрем. За весь 2016-й этот показатель вырос на 9,5%. По словам Михаила Задорнова, в декабре рынок вытянули два продукта — ипотека и POS-кредитование. В Сбербанке также отметили роль займов в торговых точках в росте кредитного портфеля. — В 2016 году Сбербанк практически вывел выдачу потребительских кредитов на уровень докризисного 2014-го. В декабре 2016-го выдано потребительских кредитов на сумму 88 млрд рублей, что является максимальным показателем с сентября 2014 года, — рассказала директор департамента розничных нетрансакционных продуктов Сбербанка Наталья Алычова. Директор по работе с массовым сегментом Альфа-банка Дмитрий Жиздюк также отметил рост сегмента POS-кредитования. — Если сравнивать продажи POS-кредитов Альфа-банка в декабре 2016 года — первой декаде января 2017-го, то по сравнению с аналогичным периодом год назад они выросли на 15–20%, — пояснил представитель кредитной организации. Дмитрий Жиздюк отметил, что в середине 2016 года оживился рынок потребкредитования в целом и начался его рост. К концу года он составлял уже 10–15%. Кроме того, торговые сети стали увеличивать продажи товаров в рассрочку или в «кредит без переплат». — Если раньше в большинстве сетей доля рассрочки составляла 30–40%, то в нынешний высокий сезон она практически удвоилась — до 60–70%. Доля кредитного оборота в общем объеме продаж в сетях также выросла с 7–15 до 15–30%. Этому есть объяснение: подорожание товаров и, соответственно, увеличение среднего чека, — объяснил представитель Альфа-банка. Поэтому без кредита или рассрочки клиентам, у которых зарплаты растут гораздо медленнее, покупать товары становится намного сложнее, добавил банкир. Как отметила представитель Сбербанка Наталья Алычова, рост популярности POS-кредитов связан с восстановлением спроса на заемные средства, который был обеспечен снижением ставок в отдельных случаях ниже докризисного уровня. Руководитель службы розничного кредитования ВТБ Лилия Фомина также объяснила оживление кредитования ростом потребительской активности населения. Картина с кредитами в торговых точках отражает и ситуацию в рознице. Так, рост POS-кредитования поддержал обороты розничных продаж в декабре по сравнению с ноябрем. В последний месяц 2016-го они увеличились на 18,3% к ноябрю. Однако по сравнению с аналогичным периодом 2015-го всё же снизились на 5,9%. В целом за прошлый год розница просела на 5,2%. Как пояснил глава ВТБ24, POS-кредиты — это узкий рынок, который поддерживает определенные сегменты розницы и в целом не может значительно влиять на торговлю. Владимир Борисенко из банка «Хоум Кредит» рассказал, что чаще всего клиенты приобретают в кредит мобильные телефоны, электронику и бытовую технику. — Изменений в предпочтениях граждан мы не видим, — подчеркнул он. Если посмотреть на данные Росстата, то наиболее сильно в декабре выросли продажи телевизоров (48,9%), компьютеров (48,7%) и мобильных телефонов (48,4%). Традиционно существенно перед новогодними праздниками спрос повысился и на продукты — свежие фрукты (38,8%), кондитерские изделия (34,3%), свежий картофель и другие овощи (29,6 и 29,2% соответственно) и мясо (26,4%). Аналитик банка «Хоум Кредит» Станислав Дужинский считает преждевременным говорить о восстановлении потребительского спроса, но темпы сокращения замедляются. — По данным Росстата, объем расходов домашних хозяйств за три квартала 2016 года снизился относительно соответствующего периода прошлого года на 4,2%. Год назад этот показатель упал на 8,5%. Позитивные изменения связаны и с активизацией банковского кредитования. Доля выданных российскими банками нецелевых кредитов наличными составляет во всех расходах домашних хозяйств примерно 7,5%. Доля POS-кредитов около 0,9%. Год назад эти значения были равны 5 и 0,7% соответственно, — рассказал аналитик. По прогнозу Всемирного банка, в 2017 году в России ожидается рост потребления примерно на 2%, что позволит всей российской экономике перейти к положительной динамике, пояснил Станислав Дужинский. Определенное влияние на это окажет и банковская розница, уверен эксперт.