Пензенские бизнес-инкубаторы: рай для стартапов или дыра в бюджете?
Пензенская область — российский лидер по числу бизнес-инкубаторов и лидер ПФО по количеству их резидентов и арендованных рабочих мест. Говорят, что пензенский опыт в этом направлении периодически приезжают перенимать специалисты из других регионов. Тем не менее, раз за разом систему бизнес-инкубаторов критикуют: в социальных сетях, в прессе, и теперь вот по результатам отчета Счетной палаты. В 2016 году аудиторы проверили технопарк «Яблочков» и 14 бизнес-инкубаторов, созданных в 2005—2014 годах по инициативе регионального правительства и при поддержке Минэкономразвития РФ. Их деятельность обеспечивает государственное казенное учреждение «Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов» (ПРОБИ). В 2011—2015 годах за счет средств федерального бюджета было отремонтировано и передано ПРОБИ 49 объектов недвижимости общей стоимостью 725,6 млн рублей. Дополнительно на средства регионального бюджета приобретено более шести тысяч единиц движимого имущества, говорится в отчете Счетной палаты по итогам проведенной проверки. Первая претензия аудиторов — неэффективная структура площади бизнес-инкубаторов. Создавали их на базе бывших учреждений образования, поэтому довольно много места в зданиях занимают холлы, коридоры и служебные помещения. В результате в 11 бизнес-инкубаторах полезная площадь (то есть та, которую можно сдать в аренду), составляет 85%, а еще в двух — каменском и башмаковском — общая площадь оказалась меньше установленной нормативом (900 кв. метров). Тем не менее, налог на имущество рассчитывают из общей стоимости недвижимости, а это значит, что бюджет региона несет дополнительные расходы, отмечают в Счетной палате. Аудиторы также пришли к заключению, что занимаются бизнес-инкубаторы в основном тем, что сдают в аренду помещения по льготным ставкам. При этом на 1 октября 2016 пустовало 28,9% их площади (это почти 6,2 тыс. кв. метров), а в технопарке — 37,2%. То же касается и оборудования, закупленного на бюджетные деньги: 135 единиц в бизнес-инкубаторах и 33 единицы в технопарке не востребованы. В итоге, получаемой выручки недостаточно даже для покрытия текущих расходов. У Счетной палаты возникли также вопросы к отбору бизнес-проектов и к тому, как идет контроль за их реализацией. По итогам проверки в адрес ГКУ «ПРОБИ» направлено представление об устранении выявленных нарушений и недостатков, сообщили в ведомстве. Директор ПРОБИ Константин Семин назвал выводы, представленные в отчете, абсолютно понятными. Вместе с тем, он отметил, что до сих пор не разработано адекватной методики, по которой можно было бы оценить эффективность бизнес-инкубаторов; та, которую использует Счетная палата, к подобным учреждениям с трудом применима. «С точки зрения бухгалтера, нам дали 100 рублей, мы вернули 50 за счет аренды, а еще 50 — это убыток. Но мы же не бизнес-центр, чтобы приносить прибыль хозяину. У нас нет цели достичь финансовой выгоды. Мы -структура опосредованная и через налоги предприятий, через НДФЛ все окупаем. Мы просили министерство экономики прописать отдельно, что мы приносим опосредованный доход, но пока этого не сделано», — отметил Константин Семин. За девять месяцев 2016 года общий оборот компаний, которые являются резидентами бизнес-инкубаторов и технопарка «Яблочков», составил 1,3 млрд рублей. Годовой оборот прогнозируется на уровне 1,6 млрд рублей. Это показатель хорошего промышленного предприятия, говорит Семин. По данным регионального Минпрома, налоговые отчисления резидентов за 9 месяцев 2016 года составили 95 млн рублей. Это на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На сегодняшний день более чем в 200 компаниях, которые получают инфраструктурную поддержку, работает около полутора тысяч человек. Подавляющее большинство из них, как отмечает директор ПРОБИ, — это молодые люди до 30 лет. «Посмотрите на инкубатор на ул. Ленина ["Паршин"], где Максим Семенкин [основатель компании по разработке программного обеспечения, президент ассоциации разработчиков ПО SECON — прим. авт.]. У него — более 50 человек молодых программистов. Где бы они были сейчас? Может быть, в магазине работали продавцами? И тот же SЕCON — все начиналось c бизнес-инкубатора […] Опыт предпринимательской деятельности дорого стоит. Три года побыть бизнесменом, попытаться себя содержать, как минимум, и нести ответственность. Для региона — это потенциал будущих руководителей», — говорит Константин Семин. По последним подсчетам, которые проводило ПРОБИ, примерно 76% вчерашних резидентов бизнес-инкубаторов остается на рынке. Точную цифру в руководстве учреждения назвать затрудняются: возможности для мониторинга в этом направлении ограничены налоговой тайной. Если претензии по поводу неэффективной структуры площади вряд ли имеет смысл обсуждать (после реконструкции и госэкпертизы они были переданы ПРОБИ в оперативное управление департаментом госимущества), то проблемы с востребованностью площадей действительно есть. Средняя заполняемость хотя и выросла с 2014 года на 28%, но составляет сегодня только 72%. «В Каменке бизнес-инкубатор заполнен на 100%, в Нижнем Ломове — то же самое. В Кузнецке — на 74%, а там 10 тыс. квадратных метров площади. В Пензе самый «сложный» бизнес-инкубатор был на улице Сухумской, потому что он территориально удален от остановок общественного транспорта, но и там 70%. Сейчас понемногу подтягивается Башмаково и Наровчат», — отмечает начальник отдела аренды ГКУ «ПРОБИ» Анжела Чебан. Наиболее проблемная ситуация — в моногородах Сердобске и Никольске. Об этом еще в марте 2016 года говорил глава Минпрома Пензенской области Михаил Торгашин. Чтобы стимулировать развитие бизнеса в этих городах, департамент госимущества серьезно снизил арендную ставку в бизнес-инкубаторах за пользование нежилым помещением — с неизменных 33,5 рублей за квадратный метр до 10 рублей 25 копеек. На претензии, касающиеся отбора проектов, в ПРОБИ отвечают, что критика эта основана, скорее, на эмоциях. Летом 2016 года в «Фейсбуке» разгорелась дискуссия по поводу того, каким проектам — место в бизнес-инкубаторах, а каким нет. Известный пензенский предприниматель привел в пример компанию, которая занималась установкой пластиковых окон и жалюзи, при этом арендуя по льготной ставке офис в бизнес-инкубаторе «Татлин». Звучали вопросы, зачем дополнительно поддерживать такой бизнес за бюджетные деньги. По словам Константина Семина, в настоящее время компания, о которой шла речь, не занимает площади в «Татлине», но, тем не менее, ее деятельность не противоречила требованиям, установленным для резидентов. «Есть федеральное законодательство, которое диктует правила отбора бизнес-проектов. Это прописано в приказах Федеральной антимонопольной службы РФ и Минэкономразвития РФ. Важно, чтобы бизнесмен не занимался тем, что отдельно прописано в приказе. Это банковские и финансовые услуги, акцизные товары, добыча полезных ископаемых», — отмечает Анжела Чебан. Отбор проектов осуществляет комиссия, в которую входят представители министерств экономики, промышленности, финансов и департамента государственного имущества. Поэтому, если проект прошел отбор, значит, он соответствует всем требованиям, говорят в ПРОБИ. «Конечно, для нас имиджевая составляющая тоже очень важна, и внутреннюю работу мы ведем в обязательном порядке. Были случаи, когда и на нас пытались заработать, подавали объявления о том, что сдаются площади, некоторые пытались «помочь» резидентам попасть в бизнес-инкубаторы за отдельные плату. Естественно приходилось все это пресекать, чтобы честное имя не было опорочено», — говорит Анжела Чебан. В руководстве ПРОБИ отмечают, что в настоящее время подготовлен ряд предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей отбор проектов. Одна из инициатив связана с введением дополнительных критериев при отборе инновационных проектов. «Мы не можем внедрить идентичные критерии к бизнесу по установке пластиковых окон и инновационному предприятию. И важно, чтобы у последнего было преимущество, чтобы оценивался не бизнес-план, а именно идея. Потому что сейчас, когда к нам приходит предприниматель, он пишет бизнес-план на ближайшие три года. Серьезная инновация, технологическая разработка не выстрелит за столь короткий период», — отмечает Константин Семин. Сложность заключается в том, что для внедрения этих критериев необходимо вносить поправки в федеральное законодательство. «Перепрыгнуть» через приказ ФАС не получится, говорят в ПРОБИ.