«Алкоматы» демонтируют к лету

Вендинговые автоматы, торгующие лосьонами, аптечными настойками и прочими спиртосодержащими жидкостями, к лету могут оказаться вне закона. Их запрет, уже предложенный в парламенте, поддержали Минфин и Минпромторг, а сам закон может быть принят в весеннюю сессию Госдумы. Оперативность принятия соответствующего закона объясняется специально выпущенным поручением правительства. Представитель Минфина сообщил «Известиям», что ведомство одобрило законопроект, «который ограничивает оборот спиртосодержащей продукции, в том числе и через автоматы». Он уточнил, что чиновникам, несмотря на полученное правительственное поручение проработать вопрос, не было нужды писать собственный документ — нужный законопроект уже написал и внес в Госдуму сенатор Сергей Рябухин, а Минфин дал на него положительный отзыв и уже направил его в правительство. Проект Рябухина предполагает полный запрет на розничную торговлю пищевыми спиртосодержащими жидкостями и запрет на вендинговую торговлю непищевыми спиртосодержащими жидкостями (лосьоны). — Принятие закона планируется в весеннюю сессию, — заключил представитель Минфина. Как следует из примерной программы работы Госдумы на этот период, законопроект должен быть рассмотрен уже в марте и имеет шансы к лету быть принятым в трех чтениях. Помимо запрета «алкоматов» документ предполагает ввести отдельную уголовную статью за производство и продажу нелегального алкоголя. Минпромторг также рассмотрел и поддержал законопроект, сообщили в пресс-службе ведомства. В конце прошлого года вице-премьер Александр Хлопонин дал поручение разработать поправки в законодательство, предусматривающие «меры по противодействию продаже спиртосодержащих жидкостей под видом алкогольной продукции… с использованием вендинговых автоматов» (копия поручения есть у «Известий»). Пресс-секретарь вице-премьера Наталья Платонова подтвердила, что такое поручение было дано, уточнив, что речь идет о так называемых «жидкостях двойного назначения». Это преимущественно косметические лосьоны («Хлебный», «Огуречный» и тому подобные), аптечные настойки (боярышника и другие), спиртовые ароматизаторы для выпечки («Хлебный», «Пшеничный» и другие). Ответственным за разработку законопроекта определен Минфин, соисполнителями — Минэкономразвития и Минпромторг. В Минэкономразвития заявили, что пока не получали поручения о работе над законопроектом по запрету «алкоматов». В последние три года в российских регионах распространяются вендинговые автоматы, в ассортименте которых — лосьон с экстрактом боярышника, тоник с экстрактом красного перца, лосьоны «Хлебный» и «На бруньках» по 20–30 рублей за 99 мл. В составе «косметического» лосьона указан этиловый спирт. В мире торговцев косметикой продавцов жидкостей не признают и открыто говорят, что те занимаются продажами дешевой выпивки, к тому же обходя запрет на ночную торговлю алкоголем. — Продажи косметики через автоматы у нас не сформированы. Человеку же надо посмотреть, понюхать, а в вендинге этого не получится, — рассказал исполнительный директор «Дрогери союза» Константин Пьянков. Он заверил, что запрет торговли спиртосодержащей косметикой в вендинге на продажах добросовестных продавцов и косметическом рынке в целом не отразится. Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что запрет «алкоматов» не может существенно сократить объемы потребляемой россиянами суррогатной выпивки. — Рынок вендинга с «Боярышником» только начинает формироваться, он еще не завоевал свою долю рынка. Она микроскопична и несущественна, — пояснил Вадим Дробиз. По его оценкам, россияне выпивают не меньше 800 млн л суррогатов в год — около 35% от объема рынка крепкого алкоголя. Борьба со спиртосодержащими жидкостями вступила в активную фазу в конце прошлого года после того, как в Иркутске несколько десятков человек погибли от отравления суррогатным алкоголем. По предварительным данным, все умершие пили средство для ванн «Боярышник», на этикетке которого было указание на содержание в составе этанола. В реальности он оказался заменен метиловым спиртом, не предназначенным для употребления внутрь. Сейчас действует временный запрет Роспотребнадзора на продажу непищевой продукции с содержанием этилового спирта свыше 25% (исключения сделаны для парфюмерии и стеклоомывающих жидкостей).